Поле жизни Булган Оконовой

28-06-2022, 11:47 | Общество

Все меньше рядом тех, кто старше нас… Людей поколения наших дедов и отцов, которые с честью прошли годы Великой Отечественной войны, депортации калмыцкого народа в Сибирь, восстановления из руин страны. Каждый из них, несомненно, внес свой бесценный вклад в общую победу и обустройство мирной жизни.

Яркая представительница старшего поколения Булган Оконова. Несмотря на почтенный возраст, ей 96 лет, Булган Бембеевна – в ясной памяти и здравом уме, правда, признается: при встрече вне дома правнуков не узнает. Правнуков у нее – 40, праправнуков 3, внуков – 18.

Супруги Булган Бембеевна и Пюрвя Дорджиевич Оконовы – уважаемые люди в Октябрьском районе. Пюрвя Дорджиевич Оконов, ветеран Великой Отечественной войны, к сожалению, несколько лет назад его не стало. Супруги Оконовы воспитали пятерых детей.

«Это она после болезни, переболела омикрон-ковидом, ослабла», – говорит дочь Екатерина. С достоинством и свойственной её возрасту мудростью негромко и неспешно Булган Бембеевна вспоминает: как жили до войны, горькие испытания, выпавшие в годы депортации, как налаживалась жизнь после окончания войны и когда возвратились в родную Калмыкию. Проживала Булган с родителями и младшими братьями в п. Ики Бухус Малодербетовского района, откуда с калмыцким народом были сосланы в 1943-м году в Сибирь.

До войны, окончив пять классов, работала завклубом, в библиотеке. Когда началась война, мамы Булган Бембеевны не стало, старшего брата забрали на фронт, позже на него пришла похоронка. О том, что калмыков будут выселять, её предупредили русские соседи, посоветовав, что им надо взять в дорогу. Да и дядя по матери, он работал главным зоотехником по овцеводству, узнав такую весть, зарезал корову, чтобы было мясо. В Сибирь отправились с семьей дяди, потому что отца отправили другим эшелоном, нашли его через полтора года в Красноярском крае, г. Ачинске.

«У дяди было двое детей и нас четверо, я – за старшую. Вот такая жизнь, – вспоминает Булган Бембеевна. – Приехали в Сибирь, помню, мороз такой, работали, куда пошлют. Еще вязали носки шерстяные, нитки взяли с собой, со временем наши вещи стали популярными, местные удивлялись тому, как мы вязали, шили. Есть было нечего, колоски собирали, или отец немного зерна приносил: будан варили и пышки пекли. Никому не желаю пережить такое. Помню, когда нас привезли, мы, окоченевшие от холода, а местные боялись нас, потому что они заранее получили весть: едут людоеды. Да за такую ложь тех людей надо было судить. Прожив долгие годы ссылки, мы чувствовали, что нас все равно опасались, хотя я, например, после работы в поле ходила по домам: стирала, мыла, убирала».

Супруг Булган Бембеевны, Пюрвя Дорджиевич, вернулся с фронта в 1946-м году. Родом он был из п.Ики Бухус, и его родственники оказались в том же Шипуновском районе Алтайского края. Пюрвю Дорджиевича с шестилетнего возраста воспитывал дедушка, так как отец его рано умер. Фронтовику доверили трактор, позже его перевели в учетчики, затем – в бригадиры. Булган Бембеевна и Пюрвя Дорджиевич создали семью в 1947-м году. В Калмыкию вернулась в 1961-м году. «Все калмыки уехали, – говорит Булган Бембеевна. – А мы не могли выехать, потому что отец заболел. И вот в 1961-м году пришел вызов из Калмыкии брату и мужу. Первое время семья Оконовых жила у дяди в п. Красносельский. Затем Пюрвю Дорджиевича направили работать управляющим фермой (сейчас п. Мирный) п. Большой Царын.

Семья Оконовых так и прожила в п.Мирном, работали, растили детей, внуков. И сегодня Булган Бембеевна живет в семье дочери, в п.Мирный, а в доме родителей, рядом с ними, – сын с семьей.

«Чтобы никому никогда не переживать то, что выпало нашему поколению, – в беседе повторяет Булган Бембеевна. – Пережитое немного стало забываться, когда дети выросли, да и мы были на родине. Хотя как такое забыть, некоторые говорят, что в Сибири мы хорошо жили. А я думаю: что в том хорошего, что нас людоедами называли? Чем хвалиться, кто нас жалел? В Сибири никогда хорошо не жили: детей не отпустишь играть, их били, обижали, молчишь… не ругаться же. Хотя наших ребят, калмыков, ценили в работе, особенно, как все время твердила директор МТС нашего района, звали её Варвара Максимовна, что калмыки в математике сильные. В то время бригадирами работали и были на хорошем счету Дорджин Босхмж, Карла Антан, Окна Пюрвя. Возвратившись в Калмыкию, они также ударно трудились, восстанавливая народное хозяйство».

Слушая Булган Бембеевну, вспомнила пословицу «Жизнь прожить – не поле перейти», а поле её жизни с трудностями и заботами, было заполнено и радостью материнства, что подарило ей большее счастье: стать бабушкой, прабабушкой и прапрабабушкой.


Вера МАНЖУСОВА