Битва у Хотон-Нур – величайшая победа ойратов

18-10-2022, 10:56 | Общество

На страницах газеты мы сообщали о прошедшей в стенах Национального музея конференции, посвященной 155-летию основателя архивной службы и музейного дела Калмыкии Н.Н. Пальмова. В конференции приняли участие известные ученые, в том числе добрый друг Калмыкии, профессор кафедры археологии и этнографии Новосибирского госуниверситета, автор фундаментальных работ по истории, вооружению ойратов и калмыков Леонид Александрович Бобров. Главный редактор Национального интернет радио Калмыкии записал с ним интервью.

- Леонид Александрович, здравствуйте! Как вас встречает Калмыкия?
- Добрый день. Мендвт, дорогие друзья! Я очень рад сегодня быть в Калмыкии. В этом году получилось посетить Западную Монголию, Горный Алтай, Хакасию, Тыву, удалось пообщаться с ойратами Монголии и КНР. А сейчас я очень рад быть на калмыцкой земле.

- Действительно, это все очень интересно. Наши предки ушли оттуда давным-давно, а вы проживаете непосредственно рядом с ареалом возникновения нашего этноса. Откуда корни вашего увлечения?
- Я тут подумал и понял, что военным делом ойратов и их оружием занимаюсь уже больше половины жизни. Это началось еще в далеком 1999-м году, когда я был студентом университета, а путь к этому делу был не сказать что прямой, но вполне понятный. В детстве я увлекался средневековым оружием, рыцарскими доспехами. Хорошо помню, когда родители приводили меня в Эрмитаж, я, тогда еще 7-8-летний пацан, бежал мимо картин и статуй, прямо в «Рыцарский зал». Они меня там оставляли утром, ходили, смотрели Эрмитаж, а вечером оттуда забирали. Я все это время зарисовывал доспехи, шлемы рыцарские, которые там были. Тогда, будучи школьником, я занимался в основном вооружением европейских народов, но в 10-м классе мне попались две книги: «Древние тюрки» Льва Николаевича Гумилева и детская энциклопедия с иллюстрациями Михаила Викторовича Горелика, это были роскошные издания для конца советского периода. Прочитать «Древние тюрки» Гумилева, посмотреть реконструкции Горелика и при этом не влюбиться в военную историю и военное искусство народов Великой степи просто невозможно.

- Вы упомянули Льва Гумилева. Вообще, понимание его исторического видения сложно. В последнее время поднимается волна интереса, пик её пришелся на 90-е годы. Но некоторые историки и публицисты неоднозначно оценивают его творчество. Например, исторический реконструктор Клим Жуков критикует Гумилева и его концепцию пассионарности.
- Хотел бы все-таки отдать должное Льву Николаевичу. Дело в том, что, образно говоря, есть три Льва Николаевича Гумилева: первый, который написал книги «Хунну», «Хунны в Китае», «Древние тюрки»; второй – это тот человек, который занимался изучением отношений славян и Руси с Великой степью; и третий – это автор теории пассионарности. Прошло более 70 лет с момента написания его первых работ, посвященных кочевникам поздней Древности и раннего Средневековья, и я могу вам сказать, что специалисты, которые занимаются древними тюрками или сяньби, до сих пор ссылаются на его труды. Скажу больше, целый ряд догадок, которые он высказывал тогда относительно истории древних тюрков (тюркютов) и их соседей, сейчас получили подтверждение в новых научных исследованиях. Второй момент, который касается работ Гумилева относительно отношений древних славян и кочевников, в том числе Хазарии, Золотой Орды. Здесь отношение современных ученых к трудам Льва Николаевича значительно более сложное. Ну и совсем отдельный вопрос – это его теория пассионарности. Ее можно принимать, или не принимать. Это, во многом, вопрос веры, а не исторической науки. Что важно в данном случае, Лев Николаевич обладал уникальным качеством: он мог даже о самых сложных вещах говорить предельно просто и исключительно интересно. Еще раз повторюсь, что, прочитав «Древние Тюрки» или «Хунны в Китае», невозможно не влюбиться в историю народов Великой степи. Если бы не эта книга, а также не реконструкции М.В. Горелика, далеко не факт, что я бы вообще занялся изучением военного дела кочевников.

- Насколько я помню, первый раз я его увидел в журнале «Вокруг света». Была такая публикация в середине восьмидесятых годов прошлого столетия.
- Да. Был еще очень интересный журнал «Советский воин». Правда, в силу возраста я его не выписывал и впервые увидел подшивки журнала уже в 90-х годах. Так вот там, на последней странице, были рисунки Горелика, я их впоследствии все собрал. Михаил Викторович был удивительный, исключительно интересный, яркий и одаренный человек. Я рад и горжусь тем, что был знаком с ним много лет, поддерживал дружеские отношения и, будучи молодым ученым, опубликовал с ним (живым классиком!) совместную научную работу. Таким образом, знакомство с трудами Л.Н. Гумилева и реконструкциями М.В. Горелика стали той «точкой бифуркации», благодаря которой я и стал заниматься военным делом номадов. В школьные годы я уже писал про оружие и доспехи кочевников. После победы на областной школьной конференции в 1997-м году меня познакомили с моим будущим учителем и научным руководителем Юлием Сергеевичем Худяковым, основателем Сибирской оружеведческой школы, блестящим археологом и просто удивительным человеком. Он сыграл колоссальную роль в моей жизни. На первом курсе я занимался вооружением древних тюрок, и он мне сказал: «Леонид, вот ты подумай – если ты собираешься дальше заниматься наукой после окончания вуза, нужно не про древних тюрков писать, там уже все исследовано. Обрати внимание на позднее Средневековье». И вы знаете, это было сказано между делом: в чем величие настоящего учителя – он не давит на тебя, он не заставляет что-то делать, он намекает, направляет. И вот эти слова, сказанные, когда мы с лопатами шли на раскоп в долине реки Эдиган в Горном Алтае, запали мне в сердце. И я, действительно, начал присматриваться к позднему Средневековью. И вскоре оказалось, что это благодатнейшая, практически не исследованная тема – огромный массив вещественных, изобразительных и письменных источников! Ну и, конечно, заниматься военным делом кочевников XV-XVIII веков и не заниматься ойратами – просто невозможно. Потому что не зря говорят, малое монгольское, ойратское нашествие XVII-первой половины XVIII веков – это стержневой момент военной истории Великой степи позднего Средневековья и раннего Нового времени. И в плане военного искусства это был интереснейший период, напоминавший военную атмосферу Западной Европы XVI - начала XVII веков. Это была эпоха органичного сочетания традиционных и инновационных видов вооружения: панцирная конница атаковала противника под прикрытием ружейных стрелков, а конные лучники в своей атаке опирались на огонь легкой полевой артиллерии и спешенных копейщиков. Конные, закованные в сталь «куяшники», прорывающиеся сквозь клубы дыма и пороховой гари, – это очень яркая, сочная в эстетическом плане картина, которая вряд ли кого-то может оставить равнодушным. Кроме того, хочется обратить внимание на то, что ойратский комплекс вооружения очень оригинальный, самобытный, интересный для изображения и изучения. Помимо этого, он сыграл важную роль в развитии не только военного искусства номадов, но и других народов Великой степи, в том числе и российских казаков. Недавно я встречался со школьниками Томска, и мы с ними обсуждали военное дело кочевников. Между делом один ученик спрашивает меня, как я отношусь к тому, что есть теория, согласно которой именно калмыки, ойраты принесли в степи Восточной Европы идею массовой легкой копейной конницы. Мне было очень приятно, именно я эту гипотезу и предположил.

- Он читал ваши труды?
- Он, может, не знал, что это я предположил теорию, но круг замкнулся, условно говоря. Очень здорово, что эта идея пошла в народ, и она все больше подтверждается новыми материалами. Недавно вышел очень хороший англоязычный сборник по военному делу Тибета, и там наши американские коллеги пришли к этой же точке зрения, что и я, но уже на основе тибетских материалов. Так, в частности, они утверждают, что рост значения копий и пик в комплексе вооружения конных тибетских воинов XVII-XVIII веков был связан с влиянием ойратов. Получается, мы независимо друг от друга пришли к похожим выводам. Как в степях Восточной Европы, так и в Тибете рост значения конной копейной конницы был обусловлен «пятой революцией кавалерийского копья», которая была распространена ойратами от Тибета до Речи Посполитой, и от Южной Сибири до современного Узбекистана. Отдельная тема – это ойратский доспех. Благодаря тому, что до нашего времени дошла целая серия ойратских пластинчато-клепаных панцирей («куяков», «бригандин»), мы можем не только изучать защитное вооружение поздних кочевников, но и экстраполировать некоторые сведения о доспехах XVII - XVIII веков на более ранние исторические периоды. Так, например, изучение ойратских пластинчато-клепаных «куяков», сохранивших органическую основу, позволяет разрешить многие вопросы, связанные с особенностями конструкции аналогичных доспехов времен Чингиз-хана и его преемников.

- Эта тема является центром ваших исследований, но хотелось бы сказать, что мы все страдаем евроцентризмом, поэтому история Азии для многих – «terra incognita». Вы вначале рассказали о вашей поездке в Монголию в этом году на место предполагаемого сражения при Хотон-Нур. Очень интересно узнать подробнее.
- Вы знаете, когда мы говорим о военной доблести ойратов, обычно вспоминают битву при Туму в 1449-м году, где Эсен вместе со своими ойратскими и монгольскими воинами вдребезги разгромил в серии сражений армию Минской Империи, а сам китайский император попал в плен. Это сражение – героический подвиг ойратов. Но есть две битвы, которые по праву, наряду с Тумуской эпопеей, могут входить в тройку самых выдающихся побед ойратского народа. В эту тройку, без сомнения, входит битва у озера Хотон-Нур в Западной Монголии в 1731-м году. Битва при Хотон-Нур – это грандиозное побоище, которое в общей сложности длилось 9 дней. Своеобразная азиатская «Битва народов», в которой столкнулись элитный кавалерийский экспедиционный корпус Цинской империи, составленный из отборных подразделений маньчжурской и монгольской конницы во главе с полководцем Фурданем, и джунгарские войска, на стороне которых сражались жители Алтая и мусульмане Восточного Туркестана (современного Синьцзяна). Джунгарская армия, по разным оценкам, достигала от 20 до 30 тыс. воинов, цинская была несколько меньше. Чтобы понимать масштаб битвы, можно сказать, что по численности участников она была сопоставима со знаменитой Полтавской баталией 1709 года.
Сражение при оз. Хотон-Нуур произошло летом 1731 года, через 9 лет - 300-летний юбилей. В ходе этой кровопролитной битвы цинская армия потерпела страшное, сокрушительное поражение. Цинские войска, преследуя ложно отступающих джунгар, втянулись в долину реки Кобдо (Ховд), дошли до озера Хотон-Нур, где их окружили джунгары и в ходе многодневного сражения разгромили императорскую армия. Из всего цинского корпуса вышли из окружения только 4 тысячи человек. Это было катастрофой для Цинского Китая, и недаром император Юнчжэн писал, что, получая сообщения с фронта, он не может сдержать слез. Погибли почти все командиры кавалерийских соединений, причем часть из них, чтобы не попасть в плен, покончили жизнь самоубийством. Только двое спаслись: Фурдань, который сумел отступить, и один из командиров монгольских отрядов. Цинский император в ярости приказал казнить бежавшего монгольского полководца вместе со всей его семьей. Это было одним из самых страшных поражений Цинской империи в ее истории, и самое большое поражение цинских войск в Центральной Азии за всю историю империи. Об обстоятельствах данной битвы мы знаем, в том числе из сообщений самого Фурданя, которые были переведены моим московским коллегой и соавтором Алексеем Пастуховым. В этом году мы с друзьями проехали от Баян-Улгий и Ховда до озера Хотон-Нур – по предполагаемому пути движения цинской императорской армии. По ходу движения отмечали основные вешки, урочища, где размещались цинские войска. В будущем, если все пойдет по плану, я хотел бы собрать небольшую экспедицию к озеру Хотон-Нур и более внимательно там поработать. Кстати, очень красивые, первозданные места. Очень много впечатлений оставила сама поездка, надеюсь, что к 300-летнему юбилею великой битвы мы подготовим научную работу, которую можно будет прочитать не только в нашей стране, но и в той же Монголии, и нашим коллегам за рубежом, которые интересуются военной историей ойратов.

- Вы очень увлекательно рассказываете, я думаю, что многие отметят в записных книжках новые знания. История прошлого перекликается с настоящим. Я хотел бы спросить один из подготовленных мной вопросов: каждый этнос привнес в этот мир что-то новое, как вы считаете, какой вклад внесли кочевники?
- Я бы кочевников от мира не отрывал, мне нравится наглядное сравнение. Если мы говорим про кочевой мир, и вообще про евразийскую цивилизацию в эпоху Средневековья, я бы ее сравнил со… штангой: длинный гриф, на который вешаются металлические «блины». Гриф – это Великая степь, она объединяет Запад и Восток. И вот с одной стороны «блины» – Восточный Туркестан, Китай, Манчжурия, Корея, Япония; а с другой стороны – Византия, Киевская Русь, Польша, Германия, Франция и т.д. Чем дальше от центральной части грифа, тем меньше контакта двух частей континента между собой. Но гриф соединяет цивилизации. И при подобной интерпретации эпоха Монгольской империи – это первый период в истории человечества, когда восточный край Евразии и ее западная часть оказались в рамках единой Мировой империи. Если взять это за отправную точку, то знаменитые плавания минских флотоводцев и португальских мореплавателей XV в., волна географических открытий, начавшаяся с Колумба – это ответ евразийской элиты по обе стороны континента на распад Империи, созданной кочевниками времен Чингиз-хана и его преемников.

- Что вы можете пожелать нашим читателям.
- Во-первых, хочу сказать, что мы сейчас живем в очень непростое, судьбоносное время, и пожелать всем терпения, сил, надежды, веры в то, что все будет хорошо, здоровья, чтобы ваши близкие были живы, чтобы все получилось. Если будет желание немного отвлечься от современности, я рекомендую вам каналы на Ютубе, где есть целые блоки лекций по военному искусству ойратов, по оружию и военному делу ойратов: казахстанский канал «Дорога людей», канал НГУ «Новая археология», канал «Тактик медиа», где есть серия лекций Алексея Пастухова по фильму «Тобол», посвященная столкновениям русского двуглавого орла и цинского золотого дракона. Спасибо, до свидания, до новых встреч!

Записал Юрий Цакиров