Калмыцкий танец – маркер этнической идентичности

25-10-2022, 11:25 | Общество, Культура

В процессе формирования этнической идентичности, подъема этнического сознания решающее значение приобретают отдельные элементы национальной культуры, среди которых особое место занимает народное танцевальное искусство. Исполнение фольклорного танца вызывает у зрителя и у самого исполнителя чувство единства формы и содержания, позволяя ощутить непреходящую гордость за красоту и богатство родной культуры, а самое главное – побуждает быть всегда сопричастным к ней, что служит гарантией дальнейшего культурного воспроизводства этноса и его духовной жизнеспособности. В этих процессах важна роль таких учреждений, как этнокультурные центры, фольклорные коллективы, мастерские народного творчества, которые не только конструируют и поддерживают этническую идентичность, но и создают пространства взаимодействий множественных социальных связей, соединяющих исторические поколения, между вещами и людьми, разными социальными группами.

В республике открываются кружки обучения калмыцким танцам, которые предоставляют возможности для творческого самовыражения и обогащения досуга новыми культурными формами. Это позволяет молодым людям, молодежным организациям быть активными субъектами в этнической социализации, тем самым вносить определенный вклад в развитие калмыцкого общества, сохранение этнической культуры. Об этом свидетельствуют данные наших многочисленных опросов. Рассмотрим результаты одного социологического исследования, проведенного автором в 2011-м году, в рамках которого было опрошено 272 человека, учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений республики. Полученные результаты показывают, что более половины (56,7 %) анкетируемых приобщены к этнической культуре калмыков: из них 48% опрошенных могут исполнить песню, йорял, калмыцкий танец. 8,7 % выразили желание обучить других петь по-калмыцки, помочь в освоении движений национального танца, т. е. эти молодые люди достаточно хорошо владеют рассматриваемыми видами народного творчества. К большому сожалению, на время опроса их было недостаточно. По признанию же 42,9 % респондентов, они ни одним из предложенных умений не владеют. Следовательно, эта часть не включена в процессы этнической социализации, и, возможно, не испытывает большого желания изменить ситуацию.
Однако есть те, кто готов приобщаться к этнокультурному наследию, поэтому для желающих осваивать танцы предков в республике открыты кружки обучения калмыцким танцам. В СМИ довольно часто можно видеть объявления, приглашающие представителей разных возрастных групп на такие занятия. По всей Калмыкии успешно развиваются и пользуются широкой популярностью детские коллективы национального танца, многие из них имеют опыт гастролей не только по стране, но и далеко за ее пределами. А в районных центрах активисты проводят этнодискотеки, популяризируя современные калмыцкие песни, танцевальные мелодии, которые пользуются успехом у населения. Вместе с тем нельзя воспринимать развитие коллективов народного танца как целенаправленное и планомерное мероприятие по формированию только этничности. Безусловно, они дают возможность для творческого самовыражения и обогащения досуга новыми культурными формами.

Участие в коллективах народного танца, посещение концертов помогают новому поколению пройти определенный этап в формировании этничности, произвести этническую самоидентификацию на культурном уровне. Высокий уровень восприятия и, главное, «понимания» национальных танцев есть показатель этничности зрителя, т.е. народный танец не только прекрасное зрелище, но и институт этнической социализации, источник формирования этнической идентичности. Представители другой этнической принадлежности могут восхищаться техническим мастерством исполнения, энергетикой (темпераментом) танца.
Успешное развитие государственных ансамблей, коллективов национального танца в г. Элисте и районах республики обеспечивает не только качественно новый уровень исполнения и восприятия калмыцкого танца, но и, одновременно, является свидетельством подъема этнической культуры и укрепления этнического самосознания. Руководители танцевальных коллективов демонстрируют яркие примеры восстановления традиционных духовных ценностей и народных знаний. Через призму сохранения и развития танцевальных элементов, танцевальной культуры можно проследить жизнеспособность и культурную целостность этноса в новых исторических условиях.

В настоящее время танцевальный фольклор калмыков представлен в основном сценическими танцами. Тематика современных постановок довольно широкая, в ней представлены практически все аспекты жизнедеятельности калмыков, отражающие как современный, так и традиционный периоды. В отличие от советского периода сценический репертуар современных танцевальных коллективов значительно расширен, заметен отход от брендовых образов (Чичердык, Тавшур, Шарка-Барка). На наш взгляд, лексика современных фольклорных танцев представляет собой синтез традиционных форм калмыцких танцев и движений классического балета, что обогащает танцевальное искусство.

Калмыцкий этнос, имея богатейшую танцевальную культуру, вековые традиции развития танцевального фонда, должен иметь такой национальный танец, который, динамически развиваясь, впитывая и отражая многообразие жизнедеятельности народа, настраивал бы его представителей на защиту этнических интересов. Одной из актуальных задач развития современной национальной культуры калмыков является развитие национального танца. В этом направлении необходимо: сотрудничество хореографов с историками, этнологами, фольклористами, филологами, этнопсихологами, этнопедагогами, которые занимаются изучением символического языка традиционного танца; краеведами, которые фиксируют и собирают полевой материал.

В рамках историко-этнологического образования надо осуществлять подготовку специалистов-этнологов, способных оказывать просветительские, экспертные услуги, содействовать, на основе историко-этнологического анализа реконструкции, созданию и популяризации новых танцевальных постановок, сохраняющих традиционное содержание и формы.

Важно помнить, что, сохраняя традиционные формы калмыцких танцев и развивая их в дальнейшем, тем самым мы сохраняем этническую культуру, а значит и сам этнос.

Людмила Намруева,
кандидат социологических наук