День национальной печати

21-11-2022, 10:00 | Общество

День национальной печати ‒ это праздник, тесно связанный с историей калмыцкого народа. Что касается ХХ столетия, то именно в печати получали отражение наши духовные устремления, общественные преобразования, трудовые достижения, культурные взлеты и неудачи, которые мы терпели на тернистом пути развития.

Мы отмечаем этот день по дате выхода первого номера газеты «Өөрдин зәӊг», увидевшего свет 15 ноября 1917 года (всего вышло пять номеров). Первое же упоминание о калмыках в российской печати датировано 17 декабря 1702 года. Созданная Петром I газета «Ведомости» сообщала, что калмыцкий хан Аюка обещал дополнительно отправить 20-тысячное войско ‒ «и болше колко когда понадобитца» ‒ на борьбу со шведами.
Важно также отметить, что бескорыстные служители культуры и науки лектор Санкт-Петербургского университета Дорджи-Джаб Кутузов и учитель, переводчик, автор учебников и словарей Найман Бадмаев, усилия которых поддержали попечитель Владимир Алексеевич Хлебников, профессор Алексей Матвеевич Позднеев, будущий академик Сергей Андреевич Козин, в 1886, 1908, 1911 годах предпринимали попытки создания калмыцкой газеты.
В порядке справки приведу несколько строк из письма Д.-Д. Кутузова, отправленного им 22 марта 1886 года В. А. Хлебникову: «г. Позднеев, прочитав эту программу, как видимо, остался недоволен ею, хотя подробно и не говорит. Однако я понял, что он считает крайне недостаточным размер газеты, при двух языках (русском и калмыцком) четыре листа недостаточно...». 14 мая 1887 года А. М. Позднеев сообщал В. А. Хлебникову, что намерен в Астрахани поднять вопрос об издании калмыцкой газеты и спрашивал: «Ужели Вы отказались от этой прекрасной мысли? Я не думаю, что она была неисполнима...». Судя по этой переписке, мы, калмыки, в деле создания национальной печати шли вровень с требованиями времени.
История калмыцкой печати включает сотни имен нескольких поколений беззаветных подвижников своего дела. Их труд присутствует в нашей ежедневной деятельности, и мы не вправе забывать эти имена. Так, в деле создания газеты «Өөрдин зәӊг» ключевую роль сыграл лхарамба Боован Бадма, автор замечательной поэмы «Услаждение слуха». Еще до выхода газеты он обратился к калмыкам с просьбой поддержать намечаемое издание. И люди, благодаря его имени и духовному авторитету, собрали около полутора тысячи рублей. Имена этих культурных ревнителей известны: профессор Борис Владимирцов, зайсанги Джога Эрдниев, Эренджен Кармыков, Санджи Талтаев, Гаря Балзанов (кроме денег, выделил пару волов), первоначальные суммы внесли Лиджи Карвин, Андрей Мещеряков, Араши Чапчаев, Улюмджи Душан, Биджаник Мангутов, Дорджи Онкоров и, как значатся среди подписчиков, Дошкан из Бурула и Дошкан из Манджикинов, а также другие неравнодушные лица.
В своем обращении Боован Бадма и Номто Очиров писали, что после многих лет угнетения настала пора, когда калмыки могут самостоятельно решать собственное будущее, поэтому в данный период крайне необходимо единение народа. Авторы выражали надежду, что ради процветания общества каждый приложит все свои силы. И этот призыв нашел отклик в душах людей. Лишь бурный поток политических событий и развернувшаяся вскоре Гражданская война не дали воплотиться этим устремлениям.
Сам Боован Бадма, инициатор издания, не дожил до выхода газеты: 17 октября 1917 года он трагически погиб в Петрограде. «Нас покинул учитель, который был душой и глазами нашего народа», ‒ горевали сотрудники газеты Номто Очиров, Сангаджи-Гаря Хадылов и Церен Петкиев. В обществе возникла мысль воздвигнуть ему памятник, не получившая воплощения до сих пор.
Первый номер газеты «Улан хальмг», органа калмыцкого ЦИКа, вышел 3 декабря 1920 года. Это была победа конкретных людей, неустанно боровшихся за ее создание: Антона Амур-Санана, Араши Чапчаева, первых ее редакторов и корреспондентов Були Акугиновой, Адольфа Бадмаева, Бориса Рынды-Алексеева, Улюмджи Душана, Алексея Маслова, Андрея Мещерякова, Бадмы Майорова.
Газета выходила один раз в неделю на русском и калмыцком языках. Редакция постоянно испытывала трудности со шрифтом на «тодо бичиг», который быстро изнашивался, выходил из строя, технические же возможности для обновления не имелись, что впоследствии стало одной из причин отказа от национальной письменности.
По материалам газеты можно видеть, как медленно, но поступательно развивалась молодая автономия, с первых шагов проповедующая единство ее граждан и прежде всего калмыцкого и русского населения. На ее страницах постоянно публиковался Лиджи Карвин, неутомимый общественный деятель, позже арестованный областным управлением НКВД и расстрелянный в 1930-м году. В номере от 12 мая 1921 года он сообщал, что буряты, узнав от представителя тибетского правительства при РСФСР хамбо Агвана Доржиева о голоде среди калмыков, выслали 25 вагонов продовольствия. В другой публикации он рассказывал о трудностях и перспективах переселения в Калмыкию оренбургских и кумских калмыков: «Будет единый народ с единым управлением, единым стремлением к свету, прогрессу и возрождению».
Газета имела читателей в Монголии, отдельные ее номера, по свидетельству монгольского академика Бямбын Ринчена, как бесценные реликвии хранились в семьях наших синьцзянских сородичей.
Бичом газеты стало тяжелое финансовое положение. Редакция месяцами не могла оплатить типографские расходы, задерживалась выдача заработной платы сотрудникам. И в 1926-м году «Улан хальмг» преобразовали в газету «Красная степь». Осенью того же года в качестве приложения стала выходить газета «Тангчин зянг», которая вскоре стала ведущим изданием. В частности, такое решение было вызвано реформой калмыцкой письменности, переведенной на кириллицу.
В середине 1920-х годов в газете появились первые публикации калмыцких писателей и поэтов: Нимгира Манджиева, Санджи Каляева, немногим позже ‒ Аксена Сусеева, Баты Манджиева, Баатра Басангова, Хасыра Сян-Белгина, Константина Эрендженова.
В 1927-м году редакция «Красной степи», публикуя рассказ «Степная быль» Нимгира Манджиева, представила его как одного из пионеров калмыцкой литературы.
«Рассказ был неумелый, но подкупало авторское чувство, знание калмыцкого быта, встречались строки, которые мог написать только литератор, ‒ вспоминал Константин Ерымовский. ‒ Герой рассказа жил в кибитке, где и стенок почти не было и верхняя часть ‒ конус ‒ неизвестно на чем держалась; так и видишь верхушку кибитки, будто повисшую в воздухе».
Нимгир Манджиев был инициатором создания литературного журнала «Мана келн» («Наша речь»), который позже стал выходить под названием «Улан туг», ныне ‒ «Теегин герл». К слову, в те годы в Калмыкии издавалось несколько журналов, запомнившихся отдельными важными публикациями. Материалы журнала «Ойратские известия» до сих пор не потеряли своей значимости.
Публикации в печати способствовали популяризации песенного творчества народных авторов Какша Баяртаева, Бадмы Буханкова.
Әркән ууһад суухларн,
Әвртә залу болнач.
Әркчнь һарад ирхләрн,
Алдрсн деесн болнач, ‒
пел Какш Баяртаев, рисуя в песне узнаваемого героя пьянок и гулянок: «По хотонам ты гуляешь, вьешься чёртом ‒ гибок, лих, на работе ты, беда ‒ позади других всегда!»
В 1935-м году в Элисте состоялась Олимпиада национального искусства, на которой впервые прозвучали имена сказителя Джугульджана Джанахаева, джангарчи Мукубена Басангова, Давы Шавалиева, певицы Улан Лиджиевой. Их творчество и сегодня продолжает пребывать с нами.
В те годы редакции республиканских газет инициировали собирание произведений устного творчества народа. В результате увидели свет редкие сказки и легенды, уникальные народные песни. Манджи Тулатинов прислал текст древней шастры в честь страны Бумбы и богатырей Джангара:
Солг борнь шовшна,
Сувсн сиикнь мелмлзнә,
Дала Җаңһрнь дүңгәнә,
О, хәәрхнь!
Сбор национального фольклора принял характер народного движения. Особую активность проявляли Бадма Джимбиев, Дулахн Бадмаев, Михаил Цаганов, Василий Мацаков. Известную народную песню «Киштя» Бадма Джимбиев записал в 1936-м году у Байчхи Сулеймановой из Джакуевки. Несколько лет назад, собирая сведения о самом авторе песни «Нюдля», я встретился с Очиром Саранговым. В разговоре выяснилось, что мой собеседник преклонных лет является внуком названной исполнительницы.
Духовный подъем, испытанный народом во время подготовки и проведения 500-летия эпоса «Джангар», также нашел прямое отражение на страницах печати. Блестящий перевод Семена Липкина, изумительные рисунки Владимира Фаворского, приезд в Элисту именитых советских писателей во главе с Александром Фадеевым стали памятным рубежом в истории культуры нашего народа.
Началась Великая Отечественная война. В первые же дни десятки молодых людей, коммунистов, комсомольцев и беспартийных добровольцами ушли на фронт. Одним из них был Годжа Сариев, позже представленный боевыми товарищами к званию Героя Советского Союза. Он имел судимость, пытался отстоять от разрушения хурул в Цаган Овсте, родном поселке. В Лаганском военкомате его имя трижды вычеркивали из списка мобилизованных. На четвертый раз военком махнул рукой: сам добирайся до Астрахани.
18 июня 1942 года в газете «Ленинский путь» была опубликована корреспонденция Лидии Компаниец о кавалеристе Сангаджи Сарангове, до войны ‒ рыбаке колхоза имени Ворошилова Уланхольского улуса. За выполнение заданий командования в тылу врага, лихие налеты на фашистов ему присвоили звание лейтенанта. Он командовал отрядом в 13 человек. Однажды им пришлось вступить в бой с крупным подразделением противника. За несколько часов боя удалось уничтожить до 150 неприятелей. Из них на счету командира ‒ 53 фашиста. За проявленное мужество Сангаджи Дорджиевич Сарангов был награжден орденом Красного Знамени, а его боевые товарищи Александр Шепелев, Иван Вибик, Павел Чепуркин и другие награждены медалью «За отвагу». В июне 1942 года Сангаджи Сарангов на несколько дней приезжал в Калмыкию.
Столь же храбро бился с врагом командир минометной батареи, лейтенант Басанг Сарангов, награжденный орденом Красного Знамени. 18 декабря 1942 года у деревни Дмитровка под Сталинградом немцы бросили в бой крупные силы мотопехоты, усиленные танковой поддержкой. Батарейцы не растерялись, метким огнем уничтожили пять танков. Одного из них подбил сам Сарангов и захватил в плен его экипаж. За этот бой он был представлен к очередному званию и ордену Красной Звезды.
28 декабря 1943 года наступила тьма. Тысячи бойцов бились на фронте с врагом. В тылу же войска НКВД расправлялись с их близкими. Решение о выселении народа и ликвидации Калмыцкой АССР проистекало из тоталитарной сути сталинского режима. О правовой и нравственной состоятельности этого решения говорить не приходится. Разумеется, в те годы и речи не было об изучении калмыцкого языка, развитии культуры. В 1944 году в Назаровском районе Красноярского края калмыцкие артисты под руководством композитора Сангаджи-Гари Дорджина создали концертную бригаду, которая была разогнана по звонку Берия.
И можно понять тот сердечный порыв и духовный подъем, с которыми люди восприняли восстановление национальной автономии. Наш отец долго хранил первый номер газеты «Хальмг үнн», в котором председатель Алтайского крайисполкома С. Шевченко благодарил калмыков за действенное участие в развитии региона. Отец, чей труд не раз был отмечен алтайскими властями, знал, что стоит за этими словами.
В советские годы газеты были рупорами партийных идей. Не избежали этой участи «Советская Калмыкия» и «Хальмг үнн». Шаблонная работа не требовала вдохновения. Отдельные сотрудники настолько набили руку в этом деле, что многостраничные доклады Леонида Брежнева переводили на калмыцкий с листа. Профессор Дорджи Павлов однажды указал редакции, что язык газеты носит калькированный характер. Ему показали очередной партийный документ и спросили, за какое время он сможет его перевести. Дорджи Антонович сказал, что до завтра переведет. Журналисты улыбнулись: материал нужно перевести сейчас, а вечером набрать в типографии, чтобы завтра читатели могли видеть его в газете.
При этом в газетах печатались важные, непреходящие вещи, как стихотворение «От правды я не отрекался» Давида Кугультинова, очерки о фронтовиках Ивана Трембача, Бориса Агаркова, Нарана Илишкина.
Я начал сотрудничать с газетой «Хальмг үнн», когда ее редактором был Ярослав Джимбинов, а его заместителем Андрей Джимбиев. Им удалось создать в редакции профессиональный коллектив. Ведущие авторы Дорджи Босхомджиев, Лиджи Улюмджиев, Гуча Бембеев, Эрдни-Гаря Бадма-Гаряев, Владимир Нуров, Андрей Эрдниев, Борис Летуев, Владимир Эрдниев задавали нужный тон в работе. В мастерстве им не уступали Галина Тюмидова, Ольга Анджукаева, Анна Намрова, Галина Хейчиева, Виктор Айтаев, Виктор Эрендженов.
В 70-80-е годы в газете вновь стали широко публиковаться фольклорные, этнографические материалы, произведения калмыцких писателей. Появились интересные тематические страницы. Но со сменой поколений газета незаметно стала сдавать позиции.
Настали девяностые. Вместе с партийной властью рухнула страна. «Советская Калмыкия» осталась в прошлом. Возникла газета «Известия Калмыкии», молодой коллектив которой видел общественные проблемы в иной перспективе. Читатели поверили ей, свидетельством тому был тираж издания, достигавший десятков тысяч экземпляров. В редакции царила позитивная атмосфера, созданию которой способствовали опытные журналисты Валентин Фурманов, Леонид Вихоцкий, Сергей Ткачев, Хошут Удрюшев. Необдуманная приватизация положила конец газете.
Экономические преобразования, поиски точек роста находили верное решение на страницах «Правительственной газеты», органа исполнительной власти республики. За счет рекламной и иной деятельности издание полностью окупало полиграфические и хозяйственные расходы (тираж составлял 14‒16 тысяч экземпляров). К сожалению, газета стала жертвой политического эгоизма.
Замечу, что сегодня нам остро не хватает русскоязычного издания. Образовавшийся вакуум не отвечает ни политическим, ни межнациональным интересам республики.
Нас также не может удовлетворять ситуация, сложившаяся с газетой «Хальмг үнн». Существует мнение, что век печатных изданий заканчивается. Быть может, это и так, но произойдет это не сегодня и не завтра. Люди в районах читают печатные издания от корки до корки. И сегодня не время отказываться от этого ресурса.
Газета «Хальмг үнн», несомненно, нуждается в помощи, которая может быть осуществлена в разной форме. Индивидуальная подписка должна превалировать над корпоративной, зачастую остающейся невостребованной. Важно другое. В мире складывается новая политическая реальность. В стране идут преобразования, имеющие конечной целью качественное развитие экономической и общественной сфер нашей жизни. И в этой ситуации работать по-прежнему нельзя. Газете необходимо, что называется, на ходу разрабатывать перспективную повестку редакционной деятельности. Иначе мы рискуем потерять массового читателя, что неприемлемо во всех отношениях.
Василий Церенов