Он был всенародно любимым композитором

13-05-2023, 10:05 | Общество

Национальная композиторская школа стала заявлять о себе, начиная c XX века. Своего рода предтечей можно считать композитора-мелодиста Сангаджи-Гаря Дорджина, первым профессиональным композитором является Петр Чонкушов. Современный же этап ярко представлен деятельностью композитора Аркадия Манджиева, чей жизненный и творческий путь завершился в мае прошлого года.

16 мая исполнится год, как ушел из жизни Аркадий Наминович. Его деятельность всегда отличали неиссякаемая активность и многогранность. Он являлся автором и исполнителем множества песен и сочинений в разных жанрах, генеральным директором БУ РК «Калмгосфилармония», министром культуры Калмыкии (2003-2005 гг.), руководителем Фестиваля современной музыки монголоязычных народов «Пентатоника», членом Союза композиторов РФ, президентом Международной ассоциации монгольских композиторов и др. За свою не очень долгую жизнь А. Манджиев многого достиг на профессиональном поприще. Он подхватил и продолжил эстафету первого профессионального калмыцкого композитора П. Чонкушова. Благодаря Аркадию Наминовичу современная калмыцкая музыка достойно представлена и звучит на концертных площадках Калмыкии, России и за рубежом.
Из многочисленных регалий, которых был удостоен композитор, пожалуй, наиболее значимая – звание Героя Республики Калмыкия. Он действительно таковым является. Для маленького калмыцкого народа он стал одним из духовных лидеров, которого бесконечно любят и уважают, который своей личной деятельностью сумел многое сделать для развития национального искусства, воспитания и сохранения национального самосознания. Автор Гимна Республики Калмыкия и неофициального народного гимна – песни «Төрлмүд мини», всегда ощущая кровное единство со своим народом, оказался выразителем его дум и чаяний.
Аркадий Манджиев родился 11 декабря 1961 года в калмыцкой глубинке: п. Комсомольский Черноземельского района. Летний зной, полупустынные степи и пески, чабанские стоянки да звонкие калмыцкие песни и танцы – главные достопримечательности местечка, где появился на свет будущий сочинитель музыки. Бабушка маленького Аркадия в детстве как-то сказала шутя: «Ты будешь композитором!», и ее слова оказались пророческими. А. Манджиев пошел по стопам отца-музыканта и стал талантливым композитором.
С раннего детства в родной семье он впитал в себя любовь к народной музыке, культуре, познакомился с традициями и обычаями предков. Калмыцкий музыкант пронес эти чувства и знания через всю жизнь, воплотил их в звуки и подарил своим слушателям. А когда спустя много лет он выступал с гастролями перед калмыцкой диаспорой в Америке, другая бабушка-калмычка сказала: «Аркадий, ты сюда приезжай почаще, но здесь не оставайся! На Родине ты нужнее, помни об этом!» Так две мудрые калмыцкие ээджи подарили Калмыкии Аркадия Манджиева…
Фамилия Манджиев по своей популярности сопоставима с фамилией Иванов: ее носит чуть ли не каждый второй житель Калмыкии. В хорошем смысле слова, это самая народная калмыцкая фамилия. Композитор с такой фамилией всегда улавливал духовные вибрации своего этноса, оставался неотделим от него. Своеобразным способом коммуникации со своим слушателем для автора явилась эстрадность, основанная на высочайшем уровне таланта и профессионализма, которыми он обладал как музыкант.
Эстрадность как стиль творчества у Манджиева выражается в ориентации на широкую аудиторию, тяготении к зрелищности, синтезу искусств, выборе жанров. Примечательно, что первый музыкальный коллектив, который он создал и возглавил сразу после окончания в 1989-м году консерватории, – рок-группа «Калмыкия».
Песня стала жанром, принесшим А. Манджиеву всенародную любовь. Из-под пера композитора вышло более ста песен, ставших практически фольклором. Помимо Калмыкии, его песни получили большую известность в китайском Синьцзяне (у ойратов), Монголии. Все они – от первой «Иньг мини» до поздних («Жизни река», «Менд») – представляют собой слияние народной песенной традиции и современного эстрадного стиля.
О мелодике народной песни он высказался следующим образом: «Калмыцкий музыкальный мелос так же сложен, как судьба народа. Мелодия народных песен то льется легко и плавно, то обрывается, то взмывает вверх. И эти извилистые скачки как неожиданные повороты его судьбы… Наша калмыцкая музыка отличается от музыки других монгольских народов... Она вобрала в себя отзвуки Востока и Запада, в ней можно услышать влияние и монгольской пентатоники, и славянской диатоники, адаптированы тюркские и кавказские мотивы. И вместе с тем она сохранила на основе этих разнородных вливаний свою уникальность и неповторимость, свою душу».
А. Манджиев работал и в более крупных эстрадных жанрах, прибегал к синтезу академической и эстрадной стилистик, писал музыку к драматическим спектаклям и хореографическим постановкам. Зрелищность и яркость представлений, доходчивость музыкальной стилистики, национальные образы и темы – черты, свойственные театральным и танцевальным сочинениям калмыцкого композитора.
Коммуникабельность и обаяние личности Аркадия Наминовича способствовали возникновению множества творческих контактов, плодом которых стали те или иные его сочинения. Обстоятельства личной жизни также этому благоприятствовали. Например, в сотрудничестве с братом, театральным режиссером Борисом Манджиевым и под его влиянием были созданы замечательные музыкальные спектакли, мюзиклы, рок-опера и опера-мюзикл. Сочинения в жанрах, связанных с музыкальным театром, составляют значительную часть творческого наследия А. Манджиева, практически еще не исследованную.
С миром танца его связывает совместная работа с калмыцкими хореографами П. Надбитовым, В. Эрдниевым, тувинским балетмейстером В. Донгаком. В разные годы они вместе трудились над танцевальными программами и отдельными хореографическими номерами.
Однако композитор осознавал, что национальная музыкальная культура нуждается не только в песнях и танцах, но и в произведениях крупных инструментальных и вокальных жанров академической музыки. Для того чтобы найти слушателя калмыцкой сонаты, симфонии, оперы, концерта, камерного ансамбля, необходимо было создать свою, уникальную стилистику. Впервые с этой темой поклонники творчества А. Манджиева встретились в одной из ранних пьес, написанной в начале 90-х годов, под названием «Автопортрет». Композитор точно передает свой творческий облик несколькими выразительными штрихами – порывистый, импульсивный характер, стремительный темп, настойчивые репетиции, внезапные акценты в ритмике и скачки в мелодии.
В теме-автографе наблюдается слияние авторского («манджиевского») и национального начал. Второе проявлено через ассоциации с символом кочевой цивилизации – конем, стихией скачки, движения. Таков музыкальный автограф А. Манджиева, с помощью которого он «подписывает» свои музыкальные послания. Темы этих посланий разнообразны, но почти всегда связаны с историей калмыцкого народа, а также с днем сегодняшним. Богатое, славное былое кочевого этноса, пришедшего к берегам Каспия из глубин Центральной Азии, волновало и вдохновляло калмыцкого музыканта. Осмыслению его посвящено множество сочинений А. Манджиева, из которых выделяется фантазия для симфонического оркестра «Калмыцкая Одиссея», посвященная 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России. Тема дружбы калмыцкого и русского народов сквозной линией проходит также в его опере «Калмычка».
... И в своей композиторской, и в общественной деятельности Аркадий Наминович стремился к восстановлению ойратских генетических связей, сохранению исторической памяти этноса. Замечательным детищем его стал Международный фестиваль современной музыки монголоязычных народов. С 2009 по 2017 годы он объединяет музыкантов из Калмыкии, Бурятии, Тувы, Монголии, Китая, а также регионов, соседствующих с Калмыкией, – Астраханской и Волгоградской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, Северного Кавказа.
Даже в период коронавирусной изоляции Манджиев писал музыку, которая сближала разные народы. Так, в записи клипа песни «Жизни река» приняли участие друзья музыканта из разных регионов России и других стран: Рафаэль Шайдуллин (Татарстан), Ринчин Дашицыренов (Бурятия), Болор (Бурятия), Алтан Бюргюд (Бурятия), Халин (Китай), Нарсу (Китай), Игорь Наумов (Россия), Сангаджи Тарбаев, Санал Манджиев, Виталий Коляда, Савр Адраханов, Руслан Джумагалиев, Гиляна Дорджиева, Виктор Ведешкин (Калмыкия). Исполнителями песни «Менд», помимо автора, стали музыканты из регионов Китая (Huhhot, Bortala, Shilinhot – Внутренняя Монголия и Пекин).
Вдохновенная песнь калмыцкого композитора Аркадия Манджиева была внезапно оборвана судьбой на полуслове. Остались незавершенными творческие проекты: например, концерт для фортепиано с оркестром. Юбилейный концерт, посвященный 60-летию автора, оказался последним прижизненным. Но горечь и печаль нашего расставания с мастером скрашивает его музыка, которую он подарил своему народу, оставил в память о себе.

Гиляна ТЮМБЕЕВА,
преподаватель Московского военно-музыкального училища им. генерал-лейтенанта В.М. Халилова, музыковед, кандидат искусствоведения