Солдат Победы Илюмжа Ургадулов

16-05-2023, 09:40 | Общество


В 2023 году исполняется 105 лет со дня рождения участника Великой Отечественной войны, командира взвода конно-артиллерийского дивизиона 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии лейтенанта Илюмжи Гавриловича Ургадулова.

Илюмжа Ургадулов был одним из тех воинов 110-й ОККД, кто бесстрашно сражался, защищая донские переправы, участвовал в битве за Кавказ, в Ростовской, Донбасской, Днепровско-Карпатской, Ясско-Кишиневской операциях в составе легендарных 4-го Кубанского и 5-го Донского гвардейских казачьих кавалерийских корпусов, освобождал Правобережную Украину, Молдавию, Румынию. За боевые заслуги был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Илюмжа (Илья) Гаврилович Ургадулов родился 10 мая 1918 года в семье калмыка-казака на хуторе Стояновка Ново-Алексеевской станицы Сальского округа области Войска Донского. Отец его умер рано, мать одна воспитывала Илюмжу и старшего сына Апеля. Чтобы прокормиться в голодные 1920-е годы, детей брали к себе родственники. Так, благодаря их помощи, они и выросли, окончили школу.
С детства Илюмжа любил лошадей, работал с ними, знал их повадки, поэтому в 1935 году сам поступил в Новочеркасское кавалерийское училище. Учитывая успехи в точных науках, его приняли на артиллерийское отделение, которое он окончил в 1938-ом.
Для дальнейшего совершенствования знаний в артиллерийском деле Илюмжа Ургадулов в том же году был направлен на курсы при Ленинградском Краснознаменном пехотном училище. Это была настоящая военная школа. Здесь курсанты доводили до автоматизма владение оружием и боевой техникой, изучали современное стрелковое и артиллерийское вооружение, а также тактику, фортификацию, артиллерию, военную топографию и политграмоту.
После прохождения курсов он был направлен на службу в Архангельский военный округ, затем откомандирован в Новочеркасское кавалерийское училище, где проходили подготовку будущие воины национальных дивизий. В 1942 году Илюмжа Ургадулов был назначен командиром огневого взвода 110-й Калмыцкой кавалерийской дивизии. Вспоминает его сын Виктор Ургадулов: «Он был очень хорошим математиком, всегда носил с собой блокнот, где были записаны артиллерийские задачи. Математические знания были нужны непосредственно в бою, такой род войск, как артиллерия, без расчетов не мог бы существовать».

Взвод управления (штабная батарея) 110-й кавдивизии, которым командовал Илюмжа Ургадулов, имел по штату 83 человека и состоял из отделений управления, разведки и связи. На плечах штабной батареи был расчет координат и других исходных данных для стрельбы с учетом метеоусловий, без которых вести прицельный орудийный и минометный огонь с закрытых позиций было затруднительно. Также батарея при помощи визуальной, оптической, топографической и звуковой разведки выявляла артиллерийские и минометные батареи противника, системы его оборонительных сооружений и противотанкового огня.
Начальник политотдела дивизии периода ее формирования и боев на Дону Антон Заднепрук и военный прокурор Дмитрий Лебедкин, вспоминая июльские бои 1942 года, так характеризовали Илюмжу Ургадулова: «Командир взвода 120-мм минометов 110 ОККД лейтенант Ургадулов в районе действия 273 и 311 полков, поддерживая эскадроны огнем, героически выполнял боевую задачу по уничтожению фашистских захватчиков, которые стремились форсировать Дон».

Военком дивизиона Василий Найдин в своих мемуарах так описал бой под хутором Ажинов: «В жаркий солнечный день 26 июля 1942 года, когда на небе не было ни тучки, а солнце пекло так, словно хотело всех нас сжечь, артиллеристы Отдельного конно-артиллерийского дивизиона с нашими славными кавалеристами вели непомерно тяжелый бой. В копоти, поте, грязи все выглядели кочегарами. Противник имел подавляющее превосходство, особенно в танках и авиации. Потери дивизиона были тяжелыми и невосполнимыми. Наши артиллеристы упорно дрались, об опасности все забыли. Вели жестокий бой с вражескими танками и пехотой. Отбили шесть атак. Вели беспрерывный огонь из пушек, противотанковых орудий, минометов, пулеметов и автоматов… Жестокий бой мы тогда пережили. Наши воины и братья в жизни и по оружию калмыки вели себя достойно, смело и решительно громили фашистов. Я как комиссар артдивизиона сейчас с благодарностью вспоминаю наших воинов. Особенно мне запомнились герои боя Самбаев, Ургадулов, Манцинов, Чимидов, Кальдинов, Хамуров, Эрдниев, Горяев, Бадмаев. Русские и калмыки, украинцы и белорусы не посрамили ни себя, ни Родины в том роковом бою».
В сентябре 1942 года личный состав 110-ой кавдивизии передали на доукомплектование 30-ой кавдивизии. Лейтенант Ургадулов был назначен командиром огневого взвода батареи 133-го кавполка 30-ой кавдивизии. Позже это соединение вошло в состав 4-го гвардейского Кубанского казачьего корпуса.
26 октября 1943 года Ургадулов, командуя огневым взводом батареи 4-го гвардейского Сталинградского механизированного корпуса, в бою у села Зеленый Гай Запорожской области «отразил 7 контратак противника и уничтожил до 50 солдат и сам лично из орудия уничтожил станковый пулемет и до 20 солдат, а из винтовки уничтожил двух офицеров». Наградой герою стал орден Отечественной войны II степени.
Позже он перешел в состав 5-го гвардейского Донского казачьего корпуса и вновь был назначен командиром взвода управления батареи 41-го гвардейского казачьего полка. 28 апреля 1944 года он был награжден медалью «За отвагу» за то, что в боях за населенный пункт Кукурудзень (Молдавия) с пятью разведчиками преградил путь противнику, пытавшемуся атаковать с фланга. В наградном листе отмечено: «И. Ургадулов в боях показал себя смелым и отважным командиром, уничтожив до 15 солдат и офицеров противника, этим самым дал возможность продвигаться вперед полку».

В июне 1944 года был снят с фронта и направлен в Западно-Сибирский военный округ служить в г. Новосибирске. В Сибири он, в отличие от депортированных калмыков, мог передвигаться без ограничений, поэтому сразу начал искать родственников, а когда нашел их, то демобилизовался.
Здесь он познакомился с Анной Бембеевой, медсестрой первого выпуска Элистинской ф е л ь дш ер ско - акуш ер ской школы, участницей строительства железной дороги Астрахань-Кизляр. В 1944 году они поженились. Сын фронтовика Виктор Ургадулов вспоминал: «Отец был суровым, редко улыбался, но был очень отзывчивым, помогал всем родственникам и знакомым. Кроме военной специальности, у него другой профессии не было. Сначала работал чернорабочим, потом в школе немного и, наконец, уехал в Барнаул, где устроился учеником на мебельной фабрике. Семья переехала за ним. Жили мы в бараке при фабрике – мать, отец, мой брат и я».
Здесь к боевому офицеру начал придираться комендант, требовавший отчета о поездках и всех передвижениях, но Илюмжа Ургадулов отвечал, что он свободный человек и может ездить, где хочет. Но комендант не отставал. И тогда Ургадулов сел в поезд, приехал в Москву, дошел до приемной Л. Берии, которого в тот момент не оказалось на месте. Тогда он оставил письмо, где спрашивал, свободный ли он человек, может ли передвигаться и почему комендант к нему постоянно придирается. «Отец никого не боялся, был очень принципиальным и справедливым, поэтому смело поехал в Москву. Никто его не задержал, не посадил в тюрьму по дороге, квитанция о принятии его обращения в приемной Берии до сих пор хранится в семье. Потом из Москвы позвонили на фабрику, и от него сразу отстали», – вспоминает В. Ургадулов.
После возвращения из депортации Илюмжа Ургадулов работал в Главном управлении снабжения и сбыта (Главснабсбыт). Умер рано, в 54 года, сказались на здоровье голодное детство, боевые раны, жизнь в Сибири. В память об отце художник Виктор Ургадулов написал его портрет. В нем воплощен образ всех воинов 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии, бесстрашно сражавшихся за Победу.

Маргарита ВЛАДИМИРОВА