Морпех из «роты бессмертников»

17-06-2023, 09:50 | Общество

78 лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война. Но факты героического прошлого наших земляков вновь и вновь возникают из забвения, напоминая нам: «Никто не забыт, ничто не забыто». В основе этой статьи – документальные свидетельства и воспоминания о фронтовике, уроженце села Дунд Келькя Уланхольского улуса Тюрбе Бадмаевиче Джаджиеве, награжденном боевым орденом Красной Звезды.

От его племянника, ветерана МВД Александра Джаджиева мы узнали, что единственная дочь фронтовика, Раиса Тюрбеевна, проживает в с.Тавн Гашун Яшкульского района. Мы связались с ней и узнали о довоенной и послевоенной жизни ее отца. По словам дочери, до войны Тюрбя Бадмаевич окончил в г. Астрахани учетно-кредитное училище и стал работать в местном сельмаге. С началом войны его направили в море на добычу рыбы для фронта. Год трудился там, как и все лаганские рыбаки, но однажды решил, что в свои 28 лет он, молодой, сильный парень, должен быть на фронте, а не в тылу. Он сам пошел в военкомат, и вскоре, 18 июня 1942 года, ему вручили повестку. Парня определили полковым разведчиком в 142-й отдельный батальон 255-й Краснознаменной Таманской морской стрелковой бригады, о чем свидетельствуют документы, в том числе и переданные родным три года назад лаганским поисковиком Львом Музаевым.
Эта морская бригада участвовала в битве за Кавказ, в Новороссийско-Таманской, Крымской, Ясско-Кишиневской наступательных операциях, оборонительных боях на малой земле.
В наградном листе от 29 января 1944 года командир 142-го отдельного батальона морпехоты Зыков так изложил подвиг сержанта Тюрбя Джаджиева, которого представляли к ордену Красной Звезды: «В боях с немецко-фашистскими захватчиками в районе высоты 12,6 т. Джаджиев проявил стойкость, мужество и отвагу. В наступательных боях в период с 10.01. по 12.01.44 г. тов. Джаджиев, будучи командиром отделения, смело и мужественно водил бойцов своего отделения в атаку на обороняющегося противника. Особо отличился в наступательном бою 11.01.44 г., когда рота поднялась в атаку, отделению т. Джаджиева пулемет противника в дзоте мешал продвижению вперед. Тогда тов. Джаджиев с гранатами в руках ползком скрытно подобрался к дзоту противника и забросал его гранатами. Пулемет противника с прислугой был уничтожен. Бойцы, видя героический подвиг т. Джаджиева, смело ринулись в атаку и ворвались в траншею противника. Противник дрогнул и беспорядочно бежал. В этих боях т. Джаджиев лично уничтожил до 8 гитлеровцев. Тов. Джаджиев достоин правительственной награды – ордена «Красная Звезда».
И уже 31 января 1944-го вышел приказ о награждении командира отделения 3-й стрелковой роты 142-го отдельного батальона 255-й Краснознаменной Таманской морской стрелковой бригады Джаджиева Т.Б. этой высокой наградой.
Однако, как рассказывает Раиса Тюрбеевна, орден и удостоверение вручили ее отцу только в 1965-м году. К тому моменту их семья обосновалась в с. Тавн-Гашун, куда в начале 60-х годов отец решил поехать поднимать сельское хозяйство по призыву Б.Б. Городовикова. До этого, вернувшись на малую родину из Сибири в 1957-м году, Джаджиевы некоторое время жили в п. Каспийский (ныне г. Лагань).
Тогда Раисе Тюрбеевне было 14 лет, и она хорошо помнит день вручения отцу боевой награды, нашедшей фронтовика спустя 21 год. «Специально к этому торжественному событию папе сшили зеленый френч с галифе, – рассказывает 71-летняя дочь фронтовика. – Вот не могу сказать сейчас, где именно ему вручали, – в Яшкуле или Элисте, но помню, что, когда он вернулся домой, на левой стороне френча были закреплены наградные планки и орден Красной Звезды. И от переполнявших чувств он даже заплакал...»
«Отец говорил, что их роту называли «ротой бессмертников» и отправляли на самые тяжелые участки передовой линии, зная, что они справятся с заданием. Рассказывал, как во время боев за Керченский пролив трех разведчиков – двух калмыков и казаха –отправили за «языком». Двое суток, лежа в маскхалатах на мокром снегу, они ждали, когда появится немецкий офицер. И, когда тот, наконец, появился, молниеносно схватили его и доставили в часть. «Язык» оказался ценным и выдал много важных сведений», – вспоминала Раиса Тюрбеевна.
В 1944-м году старший сержант Тюрбя Джаджиев в составе своего подразделения морской пехоты дошел до г. Кенигсберга, где в одном из боев был ранен, контужен и отправлен в госпиталь. При возвращении в часть он был в пути задержан военными и отправлен в Широклаг, где находились его собратья, снятые с фронта по национальному признаку.
В «Книге памяти ссылки калмыцкого народа: Широкстрой, Широклаг» засвидетельствовано, что Т.Б. Джаджиев выбыл из лагеря 8 декабря 1944-го года и в поисках матери и братьев отправился в Чулымский район Новосибирской области, где на станции Пенек, как ему стало известно, нашли пристанище родные. Уже на месте узнал, что мать и брат Кедня умерли еще в пути, где они захоронены – никто не знает. Остался жив брат Годжур.
По прибытии на место будущего проживания Тюрбя Джаджиев был направлен на лесоповал, где трудились многие спецпереселенцы: мужчины пилили и валили лес, женщины обрубали сучки. Там, на этой каторжной работе, он встретился с землячкой Александрой Адруновной Тоджаевой, которую знал раньше. Молодые решили связать свои судьбы. В богом забытой тайге, в местечке под названием «146-й километр» родилась их дочь Рая...
В 2002-м году Раиса Тюрбеевна побывала с «Поездом памяти» в Сибири, в том числе в Новосибирской области. Очень хотела попасть на этот самый 146-й километр, помолиться там, где появилась на свет, где ее родители проливали пот и слезы за паек черного хлеба и жили мечтой о возвращении на родину. Но, как оказалось, надо было сойти на станции Пенек, которую они уже проехали, да и на посещение этого места, ставшего заповедной зоной, требовалось разрешение.
«Я горжусь своим отцом, – говорит Раиса Тюрбеевна. – Я была единственным ребенком. И он воспитывал меня боевой, умеющей постоять за себя. Говорил, что надо быть честной, справедливой и ничего не бояться. Такой я и выросла, и мои сыновья воспитаны в таких традициях».
Отважного морского пехотинца Тюрби Бадмаевича Джаджиева не стало в 1968-м году. Он работал все время в степи, чабаном. Не довелось ему увидеть внуков, но они знают по рассказам матери и других родственников, каким отважным и доблестным воином был их дед. Неслучайно, наверное, воинскую доблесть проявил в урегулировании грузино-абхазского конфликта служивший в ВДВ его старший внук Валерий Убушаев, который получил там ранение и контузию. Сейчас он помогает родителям вести свое хозяйство. Второй внук Мингиян (к сожалению, покойный) тоже был отчаянным парнем, служил на Северном флоте. Младший Тимур живет и работает в г. Санкт-Петербурге. У всех сыновей есть свои семьи, дети...
Имя уроженца Уланхольского улуса Т.Б. Джаджиева, награжденного боевым орденом Красной Звезды, увековечено на мемориале в п. Яшкуль.

Светлана МАНДЖИЕВА