Он был примером для всех

19 июня общественность Калмыкии отмечает 100-летие со дня рождения Бембета Дорджиевича Бакаева, учителя, журналиста, участника освобождения города Элисты от немецко-фашистских захватчиков, заслуженного работника культуры КАССР, почетного гражданина города Элисты. Мы, нынешние работники газеты “Хальмг үнн”, по праву гордимся тем, что он, один из основоположников калмыцкой журналистики, долгие годы работал в нашей газете.
Впервые Бембета Дорджиевича я увидел в 1981-м году, когда по окончании факультета журналистики УрГУ вернулся на родину и стал работать корреспондентом газеты “Советская Калмыкия”. А он в это время возглавлял отдел партийной жизни газеты “Хальмг үнн”. Ему в то время было 58 лет. Это был высокий, светлолицый и подтянутый мужчина, вокруг которого всегда находились коллеги. Помнится, они всегда громко смеялись остроумным шуткам Бакаева на калмыцком языке. В Доме печати наши отделы находились на одном этаже, поэтому мы виделись с ним практически ежедневно. Помнится, в первые дни работы он расспросил меня, откуда я родом, какой вуз окончил, как обустроился, пожелал мне успешной работы.
Через несколько лет, когда я перешел на работу в “Хальмг үнн”, он уже в газете не работал. Оказывается, по рассказам коллег, Бембет Дорджиевич как-то сказал им, что уйдет на пенсию сразу, как только ему исполнится 60 лет. Выходит, ветеран ушел на заслуженный отдых в июне 1983 года.
Бембет Бакаев родился в п. Калмыцкий Базар Приволжского улуса в многодетной семье Бакаева Дорджи Бакаевича, в которой воспитывались шестеро детей: четыре сына и две дочери. Глава семейства по меркам того времени был грамотным человеком, работал в Астраханской губернской канцелярии, затем возглавлял Калмрыбтрест. Он уделял большое внимание трудовому воспитанию детей, благодаря его стараниям впоследствии его дети получили хорошее образование. Так, в год начала Великой Отечественной войны Бембет Бакаев был студентом второго курса Калмыцкого учительского института, находившегося в Астрахани. В конце октября студентов направили на строительство укрепленного района станицы Цимлянской, а в феврале 1942 года его призвали в армию и направили во 2-е Астраханское пехотное училище.
Впоследствии участвовал в боях под Сталинградом, Красным Лучом, Горловкой, Сталино, форсировании Днепра в составе Сталинградского фронта 28-й Армии (248-й стрелковой дивизии 902-го стрелкового полка) 5-й Ударной армии 4-го Украинского фронта (315-й дивизии 1328-го стрелкового полка).
Из воспоминаний Бембета Дорджиевича известно, что его дивизия, прошедшая славный путь от Астрахани до Берлина, была в основном сформирована из уроженцев Калмыкии, Астраханской и Сталинградской областей. В ее составе Бакаеву посчастливилось освобождать от немецко-фашистских захватчиков Элисту.
В составе 315-й стрелковой дивизии, участвуя в боях за Миусское укрепление, Б. Бакаев получил пулевое ранение в голову. Последнее тяжелое ранение левой руки и левой ноги получил 1 января 1944 г. недалеко от г. Никополь Запорожской области. После долгого лечения в г. Анжеро-Судженске был признан инвалидом и комиссован.
Боевые награды, полученные Бембетом Бакаевым на фронте, свидетельствуют о том, что это был настоящий герой. Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, «Красной Звезды», Славы III степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги»!
Затем фронтовик отбывал сибирскую ссылку в Емельяновском районе Красноярского края, где стоял на учете в комендатуре как спецпоселенец. В 1946-м году он скрытно от коменданта уехал в Алма-Атинскую область. Но его там задержали. Спасибо, что комендант оказался тоже фронтовиком, который сказал Бембету: «Мы, солдаты, должны друг друга выручать». Там, в Алма-Атинской области, Бакаев работал учителем истории в Талгарской начальной школе. В том поселке он полюбил сибирячку Рощину Нину Николаевну. Молодые поженились и прожили в счастливом браке более 50 лет. В Казахстане у них родились двое детей: Мингиян и Эмилия.
Затем было радостное возвращение в родные калмыцкие степи. С 1957 года Бембет Дорджиевич принимал участие в возрождении калмыцкой культуры, работал журналистом на калмыцком радио. Сначала корреспондентом, затем редактором. На радио он проработал более 10 лет. Его передачи пользовались большой популярностью у слушателей. Бембет Бакаев был прекрасным знатоком родного языка, занимался переводами художественной литературы на калмыцкий язык.
Работая радиожурналистом, сотрудничал и с редакциями газет. Как непревзойденного знатока калмыцкого языка его перевели заведующим отделом в редакцию газеты «Хальмг үнн». Именно напряженной работе в нашей газете он и посвятил свое творчество до самого ухода на пенсию.
Мне довелось видеть, в каких непростых условиях приходилось выпускать калмыцкую газету в советские времена. Помнится, в те годы, почти не прекращаясь, проходили различные партийные мероприятия – пленумы, конференции, совещания, семинары, встречи. На телетайп потоком приходили сообщения об этих событиях. И необходимо было перевести поступивший материал на калмыцкий язык и отправить в набор в типографию. Бембет Дорджиевич с такими же блестящими знатоками калмыцкого языка брал телетайпные ленты, садился подле машинистки и начинал диктовать ей как из пулемета перевод текста.
Бембет Дорджиевич был универсальным журналистом. Он легко брался за любую тему, писал быстро, доходчиво и интересно. Но одной из главных тем его творчества являлись материалы о войне, отличавшиеся своей пронзительной правдивостью.
Бембет Дорджиевич обладал прекрасными человеческими качествами, такими, как порядочность, честность, доброта. Открытый, начисто лишенный спеси и чванства, он с первых же минут общения располагал к себе всех, кто был с ним рядом. Он всегда оказывал помощь коллегам, особенно молодым сотрудникам. Причем они никогда не чувствовали с Бембетом Дорджиевичем возрастную дистанцию. Очень доступным и простым был человеком. Ветеран всегда разъяснял им, как лучше разговорить собеседника, на какие вопросы стоит обратить особое внимание, какие заголовки статей нравятся читателям, помогал им разобраться в других вопросах, касающихся творческой кухни журналиста.
И в семье его любили. Дети души в нем не чаяли. Они всей душой тянулись к нему, потому что он очень любил их. Как я уже отмечал выше, там, где находился Бембет Дорджевич, всегда были слышны шутки и смех. Он, что называется, налево и направо сыпал анекдотами, которые, кстати, придумывал сам. Ветеран рассказывал смешные истории, шутил и острил всегда. Даже выполняя обязанности диктора на праздничных парадах, Бембет Дорджиевич ухитрялся пошутить. Народный поэт Калмыкии Владимир Нуров, долгое время работавший с Бакаевым в нашей газете, рассказал мне не одну историю, характеризующую Бембета Бакаева как прирожденного юмориста, с которым не сравнятся даже известные мастера этого жанра. Вот одна из них. «Однажды Бембет Бакаев вместе с коллегой-фронтовиком поехал в командировку в один из районов республики. Коллега являлся инвалидом, у него были протезные рука и глаз. Ночь журналистов застала в одном из хотонов. Они попросились на ночлег в одну из калмыцких семей. Перед сном Бембет Дорджиевич сказал хозяйке, указывая на коллегу, не знавшего калмыцкого языка: ”Энчн му гемтә. Сөөһәр босхларн хәләтн, өңгрҗ одвза” (“Этот мужчина сильно болен, ночью посматривайте за ним. Может умереть”). Хозяйка так испугалась, что не могла сомкнуть глаз. Глубокой ночью она притронулась к протезной руке мужчины, а она – холодна, как лед. К тому же один глаз открыт. Бедная женщина принялась в панике будить Бакаева: “Вставайте, он уже умер!”. Бембет Дорджиевич ответил: “Что поделаешь, умер и умер”. Повернулся на другой бок и сразу уснул. Наутро, каково же было удивление хозяйки, когда “умерший” встал, разбудил Бакаева, и они на глазах изумленной женщины стали строить планы на новый день».
Удивительным человеком был Бембет Бакаев. Он прошел войну, видел много крови, пережил смерти друзей-однополчан, прошел через унизительную для фронтовика-героя сибирскую ссылку, но его душа не наполнилась злобой. Напротив, он смог сохранить в сердце прекрасные человеческие качества, добился больших успехов на трудовом поприще, стал примером для тех людей, кто его знал.
Василий ШАКУЕВ
На снимке: (слева направо) Бембет Бакаев с коллегой Дорджи Босхомджиевым