«В пединституте жизнь кипела»
После возвращения калмыцкого народа из ссылки в восстановленной автономной республике остро ощущался дефицит кадров, особенно педагогических. А между тем количество учащихся ежегодно росло. Например, в 60-х годах число обучающихся увеличилось вдвое. Школы переходили на двухсменный режим работы, учителя работали из последних сил. Причем из-за нехватки специалистов многие трудились не по профилю.
Для решения этой проблемы в Элисте ровно 60 лет назад, 1 сентября 1964 года, в торжественной обстановке был открыт Калмыцкий государственный педагогический институт. Это было великое событие для автономной республики: открывшийся в Калмыкии первый вуз оправдал надежды по решению проблемы кадрового дефицита не только в системе образования, но и других отраслях. Среди первых студентов Калмыцкого государственного пединститута была председатель рескома профсоюза работников образования Антонина КООКУЕВА (на снимке).
– Антонина Ивановна, искренне поздравляю вас с юбилеем вашей альма матер! Почему вы решили поступать в пединститут?
– Спасибо за поздравления. После Сибири наша семья оказалась в совхозе «Приволжский» Волгоградской области. Там я окончила школу и решила поступать в открывшийся в Элисте педагогический институт. Интересно, что никогда не мечтала работать в школе. Но заветная мечта у меня была: я всегда хотела жить среди соплеменников. До поступления я, единственная калмычка, жила среди русских друзей, мы искренне дружили, все ко мне относились прекрасно. Помню, в 1965 году я приехала поступать в пединститут с хорошим аттестатом, в котором были одни пятерки, кроме четверки по математике. И когда в приемной комиссии сотрудница Бурлинова (имени и отчества, увы, не помню) увидела мой аттестат, удивилась: «С такими хорошими оценками к нам поступаешь? У нас все уезжают в Москву, Ставрополь, Волгоград, Ростов, Астрахань. А ты с такими отметками к нам?»
– Вы поступали на русское отделение?
–Нет, я cдала документы на калмыцкое отделение. И это при том, что немного знала только бытовой калмыцкий язык, но литературным не владела. Но я пошла на калмыцкое отделение специально, чтобы выучить хорошо свой язык.
– Вот как! Вы же рисковали провалиться и уехать ни с чем!
– Совершенно верно. Но, на мое счастье, экзамен по калмыцкому языку принимал чуткий и внимательный преподаватель Иван Мацаков. Он видел в нас, детях Сибири, огромное желание учиться, стать грамотными и нужными обществу людьми. Сейчас понимаю, что своей лояльностью к абитуриентам, их желанию поступить в вуз он хотел порадовать наших родителей, перенесших испытания и невзгоды сибирской ссылки. Поэтому Иван Мацакович, не особо мучая меня вопросами, которые были в билете, по-отечески поговорил со мной на родном языке и поставил положительную оценку. Забегая вперед, скажу, что я хорошей учебой в институте сполна оправдала доверие патриарха.
– Помните свою первую сессию?
– Конечно. Первые три экзамена сдала на пятерки, а экзамен по калмыцкому языку вновь принимал Иван Мацакович. Я ему с выражением рассказала сказку (смеется). Он мне четверку и поставил.
На второй сессии прихожу снова к нему, он открыл зачетку, посмотрел и говорит: «Хәәмнь, хәәмнь, чи яһад тиигхд нанд урдк шүүврмүдтән тав авлав гиҗ эс келүч? Би чамд бас тав тәвхмн биләв, тиигхлә чи бүкл өрәл җилдән өөдән стипендь авхмн биләч» (Бедная, бедная, ты почему тогда мне не сказала, что у тебя по предыдущим экзаменам выставлены пятерки? Я бы тебе тоже пятерку поставил и ты полгода получала бы повышенную стипендию.) Вот такой человечный и сострадательный был наш преподаватель Иван Мацакович Мацаков.
– Какие воспоминания остались о вашей группе?
– Самые замечательные! Группа была очень сплоченная, сильная в учебе и активная в общественной работе. Позже из нее вышли известные люди, Например, ученые Николай Биткеев, Владимир Очир-Гаряев. Многие стали заслуженными учителями, директорами школ, возглавляли районо. С нами учились Зоя Онтаева, Вера Улюмджиева, Мария Бакурова, ставшие лидерами в сфере образования республики. В целом наш курс выделялся на фоне остальных.
– Вы, Антонина Ивановна, также являлись передовым учителем, затем стали депутатом Верховного Совета СССР.
– Да, это действительно так. Наша группа всегда гордится достижениями своих однокурсников. Каждый из нас вносил и вносит свой вклад в развитие сферы, в которой трудился и трудится.
– Какие предметы были у вас любимыми?
– Для меня самыми любимыми были русский язык и литература. Я любила читать. В те годы появились первые произведения Чингиза Айтматова, например повесть «Первый учитель», по мотивам которой знаменитый Андрей Кончаловский снял замечательный художественный фильм, конечно нам нравилась поэзия Давида Кугультинова, Олжаса Сулейменова. Кстати, Сулейменов первым из писателей высказал гипотезу о том, что автором «Слова о полку Игореве» был не кто иной, как калмык. Мы зачитывались этими произведениями, наполненными глубокими философскими размышлениями. Но самое интересное в том, что все было доступно. Я выписывала журнал «Юность», в котором все это печаталось. И книги можно было свободно купить, цены были доступными. Вообще, мы в те годы знакомились с произведениями лучших умов Советского Союза из Средней Азии, Закавказья, Прибалтики, Украины и Белоруссии. Я до сих пор помню произведения тех лет, у меня была большая библиотека писателей 60-х годов.
– Какие воспоминания остались у вас о преподавателях?
– Лучшие умы страны приехали преподавать в наш институт, нас обучали в институте ведущие специалисты нашей республики. Один из них Игорь Александрович Дубовицкий, отец Регины Дубовицкой, ведущей юмористических программ на Центральном телевидении. Помню Михаила Петровича Иванова, Уташа Улазгановича Очирова, Бату Бадмаевича Бадмаева, Екатерину Егоровну Букину и других наставников. Их лекции мы слушали с большим удовольствием.
– Может быть, что-то вспомните смешное, связанное с преподавателями?
– Я такая шаловливая была в юности. Не сидела спокойно на одном месте, все перешептывалась с соседями, смеялась, вела себя неспокойно. И помню, Дубовицкий однажды после лекции сказал, что все свободны, кроме таких-то, назвав фамилии, в том числе и мою. Оставил нас, чтобы проверить, как мы конспектируем его лекции. Когда очередь дошла до меня, он полистал мою тетрадь и говорит обидное: «На вид такая глупенькая, но у тебя все записано. Молодец. Твой конспект лучше, чем у других». Еще какие-то вопросы задал. А я ему запросто на все ответила. Мне это было легко, все схватывала на лету. Он, помню, похвалил: мол, молодец.
– Как была обустроена студенческая бытовая жизнь?
– Мы жили в общежитии, что на улице Пушкина. Внизу был буфет, где продавали коржики по 7 копеек и сметану. И вот мы этой едой в основном и жили. Родители, конечно, студентам помогали. С нами жила девушка Зоя из Каспийска (сейчас Лагань). Помнится, однажды ей передали черную икру в пакете. Зоя, чтобы икра не испортилась, вывесила ее за форточку. И пакет вдруг упал вниз, а мы не стали спускаться. Сейчас бы любой со всех ног побежал поднимать деликатес. А мы нет... Вот такие парадоксы были.
Бывало, что-то там варили на кухне. Получив стипендию, бегали в «Спутник». Обычная стипендия была 28 рублей, повышенная – 42. Тогда бериги были шикарные, на рубль можно было купить не только бериги, но и калмыцкий чай с борцоками. А еще продавались субпродукты. Стоили они копейки, но это было супер. Мы их подогреваем, отвариваем лапшу, перемешиваем и наслаждаемся. Не было ничего вкуснее этого лакомства. Причем субпродукты были натуральные, без каких-либо добавок.
– Каковы в целом впечатления от учебы в институте?
– Самые радостные, самые лучшие. В те годы жизнь в пединституте била ключом. Мы не только учились, но и работали на плантациях, фруктовых садах, выполняли общественную работу. Каждое лето собирались группой и отмечали какие-то даты, события, дни рождения.
Наша учеба совпала с началом возрождения Калмыкии, и мы незаметно участвовалт во всем этом. Каждый на своем месте. Иными словами, в те годы мы представляли поколения тех, кто прошел в жизни через многое, вместе с родными и близкими преодолел ссылку. Наши родители знали цену жизни, цену дружбы, родственных связей, близких отношений. Все эти прекрасные человеческие качества были в нас заложены родителями.
– Выходит, пример родителей очень важен для формирования жизненных установок?
– Конечно! Но хочу подчеркнуть, что родители нам не читали нотаций, как правильно жить. Мы это видели в их действиях и словах. Мы брали с них пример, как относиться друг к другу, как помогать ближним. Когда мы в Сибири жили, мне казалось, что все калмыки состоят в родстве. Потому что все делились последним друг с другом, поддерживали ближних во всем, между калмыками были братские отношения. На деле оказалось, что земляки нам не родственники. Просто единоверцы и соплеменники. И сейчас этот родительский опыт мы не только сохранили в себе, но и передаем его своим детям, внукам и правнукам.
– Антонина Ивановна, после института у вас было достаточно много ответственных постов. Но давайте поговорим о ваших сегодняшних делах. Что входит в ваши обязанности как председателя рескома профсоюза работников образования и науки?
– Если коротко, то наша главная задача состоит в том, чтобы защищать права и свободы работников образования, бороться за сохранение их льгот и государственных гарантий. В этой должности я работаю ни много ни мало три десятка лет. За это время много чего сделали. Например, добились бесплатного медицинского осмотра и бесплатных коммунальных услуг для работников образования на селе. Например, мои коллеги из Алтайского края рады тому, что 30% коммунальных затрат оплачивает регион, кстати, не самый бедный.Замечу, что в большинстве регионов России еще не пришли к этому. Мы этого добились за счет системных переговоров, авторитета, который у нас есть. Мы работаем также в республиканской трехсторонней комиссии, во всех общественных советах, создали общественный совет при минфине РК, где отстаиваем права работников бюджетной сферы. Это помогает решать возникающие проблемы в рабочем порядке. И нам идут навстречу. Сегодня перед нами стоит задача добиться повышения заработной платы для работников образования. Мы внимательно следим за всеми проектами, изучаем законодательные акты исполнительной власти на уровне страны и региона. У нас постоянно идет конструктивный диалог с нашими социальными партнерами. Как правило, мы стараемся всегда прийти к обоюдному согласию во благо образования, во благо родной республики. И мы не свернем с этого пути.
– Спасибо за интервью.
Беседовал Василий ШАКУЕВ