Буддизм в решении экологических проблем
В современном мире проблемы взаимоотношений между обществом и природой все более актуализируются. Социум с новейшими технологиями, увеличением потребительских запросов ежедневно наносит невосполнимый ущерб окружающей среде. Пути решения экологических проблем многие связывают с буддийской философией. Об этом идет речь в данной статье. Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Особенности и условия адаптации аграрной периферии к изменениям окружающей среды».
В современном мире усиливаются в глобальном масштабе экологические проблемы: загрязнение окружающей среды, чрезмерная антропогенная нагрузка на биосферу, истощение природных ресурсов, разрушительная деградация почвы, воды, вымирание различных видов флоры и фауны. Поэтому в поисках их решения сторонники экологической морали стали обращать свое внимание на философские учения Востока, прежде всего на буддийскую философию. По мнению исследователей, «буддийская философия является наиболее действенным учением, предлагающим человеку понимание его роли в системе мироздания, корректирующим его образ мышления и поведения по отношению к природе и всем живым существам».
Ученые отмечают, что «глобальность кризиса, поразившего нашу планету, требует объединения усилий Востока и Запада в формировании экологической этики. Это тем более важно для России в силу специфического географического положения, многонациональности и чрезвычайной остроты экологической ситуации» .
В буддизме основополагающей является забота о будущих жизнях, о будущих поколениях, что является основным мотивом экологического поведения и одним из главных принципов устойчивого развития общества. Далай-лама отмечает: «Окружающая среда очень важна не только для нынешнего поколения, но и для будущих поколений. Если мы будем эксплуатировать ее экстремальным образом, то, даже получив какие-то деньги или другие выгоды сейчас, мы сами и будущие поколения пострадаем от этого в дальнейшем».
Закон кармы, являясь сильнейшим инструментом нравственной саморегуляции человека, побуждает его к рефлексии своего поведения, ответственности за собственные действия. Закон кармы соответствует золотому правилу нравственности: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе». Считаем, что это правило применимо не только в социальном пространстве, но и в отношениях с природными объектами (воздух, вода, почва). Закон кармы имеет мощное экологическое значение.
В Республике Калмыкия актуализированы следующие экологические проблемы: деградация почвы, опустынивание, засухи, суховеи. Они не только ухудшают экологическую ситуацию в республике, которая является самым засушливым российским регионом, но и негативно сказываются на жизнедеятельности регионального сообщества. В республике подавляющее большинство населения исповедует буддизм. Следовательно, жители должны понимать, что причины экологического кризиса в регионе лежат в отсутствии ответственности у людей перед будущими поколениями, недостаточно сформированном рациональном природопользовании. Последствия этих недостатков не только ухудшают в настоящее время социальное и физическое самочувствие населения, но и простираются в далекое будущее.
Людмила НАМРУЕВА,
кандидат социологических наук