В бюджете – все меры социальной поддержки

26-08-2014, 16:01 | Экономика

В минувшую субботу в Элисте под председательством заместителя Полномочного представителя РФ в ЮФО Владимира Гурбы состоялось расширенное заседание правительства РК. В его работе также приняли участие Председатель правительства РК Игорь Зотов, главный федеральный инспектор по РК Александр Беляев и другие официальные лица.

В своем вступительном слове В. Гурба отметил, что прибыл в Элисту узнать из первых уст, как обстоят дела в социально-экономическом развитии республики. В том числе изучить ситуацию, связанную с налоговыми сборами и налоговым обложением в Калмыкии. В этой сфере в субъектах ЮФО, по словам гостя, есть перекосы. Проверочные мероприятия должны быть целевыми: выходя на проверку, налоговая служба должна знать, что есть правонарушения. Сумма штрафных санкций определена законом и составляет от 3 до 5 млн. руб. Но этим инструментом наказания надо пользоваться осторожно, ибо такими штрафами можно разорить предприятия, приносящие доход в местные бюджеты, создающие рабочие места. «Во всем должна быть золотая середина. Давайте походить к этим вопросам не сточки зрения сухой отчетности, а с точки зрения нравственности и государственности»,- призвал коллег В. Гурба.

А еще высокий гость посоветовал участникам заседания никогда не отделять себя от региональной системы, ибо все выполняют одну задачу, которая определена президентом России и направлена на улучшение социально-экономического состояния страны и субъектов.

Основной разговор касался исполнения республиканского бюджета по итогам первого полугодия 2014 года. Его исполнение составило 5 млрд. 391 млн. руб., или 50% от плановых показателей. Объем поступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 520 млн. руб., или на 11%. Бюджет исполнен с профицитом в объеме 130,1 млн. руб. Его доходная часть составила 4,6 млрд. руб., или 53% от годовых бюджетных назначений.

По расходам исполнение бюджета составило 53,4%. Структура налоговых и неналоговых доходов бюджета за последние годы существенно не изменилась. Основными его источниками являются налог на доходы физических лиц (32%), налоги на имущество (16%), акцизы (14%), налог на прибыль (12%) и др.

Налоговые и неналоговые доходы исполнены в объеме 2,2 млрд. руб., что составляет 40% от годового плана. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель увеличился на 90 млн. руб.

В структуре доходов налоговые поступления составляют 80,5% , в денежном выражении это - 4,5 млрд. руб., а неналоговые поступления составляют 19,5% или немногим более 1 млрд. руб.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 3 млрд. 435 млн. руб., что составляет 67% к годовым бюджетным назначениям. Кроме того, в этом году предусмотрено выделение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 2 млрд. 823 млн. руб., а также на поддержку сбалансированности бюджета в сумме196 млн. руб. Итого 3 млрд. 19 млн. руб.

С начала года из федерального бюджета дотаций поступило в сумме 1 млрд. 821 млн. руб., что соответствует 60% к плановым назначениям. Субвенции поступили на 428 млн. руб., что составляет 67% к плановым цифрам и на 56 млн. руб. больше, чем за аналогичный период 2013 г. Эти средства расходуются в основном на усиление адресной социальной поддержки граждан.

Субсидии из федерального бюджета поступили в размере 1 млрд. руб., что составляет 82% к годовым назначениям. В этом году их поступило на 321 млн. руб. больше, чем в 2013 г. В основном они направлены на поддержку АПК (459 млн. руб. или 46%).

Исполнение бюджета по расходам составило 5 млрд. 261 млн. руб., или 47% к годовым бюджетным назначениям. Бюджет традиционно имеет социальную направленность. Так, если в 2009 г удельный вес на социальные расходы составлял 50,3% от суммы бюджета, то в 2014 г их доля увеличилась до 66%, это порядка 7 млрд. 300 млн. руб.

В 2014 г. сумма расходов на социально-культурные цели будет расходоваться следующим образом: на образование – 3 млрд. 408 млн. руб., здравоохранение – 2 млрд. 50 млн. руб., социальную политику - 1 млрд. 618 млн. руб., культуру – 363 млн. руб., физкультуру и спорт – 177 млн. руб. На эти цели сумма из ресбюджета составила 6 млрд. 377,2 млн. руб.

В регионе третий год принимаются бездефицитные бюджеты. Исполнение расходной части сбалансированного бюджета характеризуется отсутствием задолженностей по зарплате работникам бюджетной сферы, социальным выплатам, коммунальным услугам и услугам связи. В настоящее время в основном документе Калмыкии сохранены всем меры социальной поддержки населения. Особенностью бюджета РК на 2014, а также бюджетов на 2015 и 2016 году является их формирование и исполнение в программном формате. Расходная часть на 96,4% сформирована по 17 госпрограммам., мероприятии которых охватывают основные направления социально-экономического развития республики.

Обсужден вопрос о реализации Указа Президента России по повышению зарплаты работникам социальной и образовательных сфер. Отмечено, что в целях исполнения Указа главы государства в Калмыкии в последние три года регулярно в два раза в год от 6 до 12% повышается зарплата работников бюджетной сферы. Кроме того, работники младшего персонала также дважды в год получают еще и точечную надбавку к своей зарплате. Участники заседания отмечали, что наибольшую долю в строке расходов регионального бюджета занимает зарплата (около 50%)

В этом году с августа месяца профессиональные артисты станут получать «губернаторскую надбавку» от Главы РК в размере трех тысяч рублей. В Калмыкии начисленная зарплата за январь - июнь 2014 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 14%. В настоящее время среднемесячная зарплата по республике составляет 18 тыс. руб., тогда как в 2010 году она равнялась 8 тыс. рублей. И рост зарплаты в Калмыкии стал нормой. В ближайшие три-четыре среднемесячная зарплата по Калмыкии будет составлять 25 тыс. рублей.

Рассмотрен вопрос о ходе строительства Ики-Бурульского группового водопровода. Было отмечено, что возведение объекта идет согласно плану.