Наш мудрый и строгий наставник

18-08-2015, 15:40 | Современник

Санджи Алексеевич Кензеев! Столько интересных моментов в моей жизни связано с этим именем. Это было в 1967 году. Тогда я поступила в Элистинское педагогическое училище и училась на музыкальном отделении, которое только что открылось, по специальности "хоровое дирижирование". По окончанию мне была присвоена квалификация "учитель пения общеобразовательной школы".
В те годы при педучилище была базовая школа и мы, студенты, часто там проходили практику. На территории училища и произошла моя встреча с Санджи Алексеевичем. Однажды он остановил меня и говорит: "Та нойхн, ягад хальмг келня багшин янгд эс орсмт?" Я от неожиданности растерялась, не просто растерялась, даже испугалась. А он продолжает говорить: "Иим сяяхн хальмг келтя куукн - Хальмг келян медсн деерян дорас ёсж, йовх бичкдудт заах кергтя. Кегжм бас кергтя. Зуг хальмг келян ёргжулхля, сян болх биля". После того случая, мы несколько раз встречались. И каждый раз Санджи Алексеевич не забывал мне напоминать: "Нойхн, мини келсн уг мартжахшчи? Сяяняр ухалад, негн деерян hap". Наш уважаемый учитель очень хотел, чтобы я перевелась на школьное отделение. Но тогда я все таки выбрала музыку.
Но самое интересное случилось позже. В школе, где я начала работать учителем музыки, не хватало учителей. Директор Смушковской неполной средней школы, участник Великой Отечественной войны Сангаджи Мучкаевич Авлаев вызвал меня в учительскую и сказал: "Римма Ямановна, эндр едрэс авн 4-9 классмудт хальмг кел дассхмт". Так я стала учителем не только пения, но и родного языка. Слова Санджи Алексеевича оказались пророческими. Так и работала набираясь практики, а позже окончила заочно филологический факультет Калмыцкого госуниверситета.
В летние каникулярные дни мы, учителя, проходили курсы повышения квалификации в Институте усовершенствования учителей. Какие это были курсы! До сих пор перед глазами встают лица лекторов и слышатся их голоса. Нам тогда читали лекции корифеи-классики калмыцкого языка и литературы Дорджи Антонович Павлов, Анатолий Шалхакович Кичиков, Уташ Улазганович Очиров, Александр Лиджиевич Каляев, и, конечно, наш учитель Санджи Алексеевич Кензеев.
В 1980 году на таких вот курсах мне довелось снова увидеться с учителем. Нас, учителей родного языка и литературы, курировала Софья Бутяновна Бурулова. Прекрасный педагог, она была для нас эталоном женственности и учителем от Бога. И вот однажды перед лекцией она говорит: "Тадн, багшнр, оньган ёгяд, Санджи Алексеевичин лекц сонгсад, бичж, автн". После той лекции учитель и сказал мне: "Ня, ода нойхн, йоста хальмг келня багш болж,. Би байрлжанав!"
Санджи Алексеевич запомнился тем, что он всегда интересовался каждым студентом, будь он со школьного, музыкального, спортивного отделения. У него всегда находилась минута-другая для общения. Особое внимание уделял внешности и поведению студентов. Отечески наставлял нас, девчонок: "Эн олн зусн ширяр будсн нудян арчтн. Тадн баахнт, баахна чиря шир yrahap сяяхн. Ахр майг бичя ёмстн, хальмг куукд кун шилв-шиирян дардмн. Кел-гаран айстан бичя сарсалгад бяятн".
Запомнилась манера обращения учителя. Бывало остановит нас, приподнимет очки на лоб, поздоровается на калмыцком, спросит:" Та ямаран йовнат?" Он всегда обращался вежливо на "Вы". Мы всегда этому удивлялись. Как-то мы осмелились спросить об этом. Ответ был кратким: "Чи гисн чичснля ядл, Та гисн таалснла ядл".
Наш учитель был участником Великой Отечественной войны, воевал под Сталинградом, награжден медалью "За отвагу", орденом Великой Отечественной войны II степени и другими наградами. Для нас он был удивительно человечным, по-отцовски добрым и вместе с тем, строгим наставником.

Римма БАДМАЕВА (АНДЖУРАЕВА),
отличник народного просвещения, заслуженный учитель Республики Калмыкия