"Город мастеров" объединил народных умельцев

12-11-2015, 17:05 | Традиции

Нынешний год богат разными событиями, особенно полон был в этом отношении сентябрь. В череде культурных проектов в Национальном музее Калмыкии прошла выставка, организованная общественной организацией "Город мастеров". Это объединение собрало возле себя многих народных умельцев, которые работают как в традиционном, так и в современном направлениях народного искусства. Их можно назвать мастерами декоративно-прикладного творчества. Когда эта идея возникла у художников Елены и Санджи Киштановых, они и не представляли, сколько талантливых людей встретят и сколько единомышленников у них появится.
Выставка показала, что народное творчество продолжает жить, несмотря на разные перемены и кризисы. И самое главное, что еще не все потеряно из исконного народного умения валять кошму, выделывать кожу, работать с металлом, деревом, костью, камнем. Все, что оставили нам в наследство предки, в том числе и чеканка, оригинальный орнамент, вышивка - ничто не должно быть утеряно, так решили энтузиасты и взялись за дело. Первым большим проектом явилась выставка, которая стала поверкой сил, возможностей и показала, кто есть кто. Иными словами, сами мастера увидели и точки роста, и то, на что надо обратить внимание.
Безусловно, работа в этом направлении уже шла. Местом, где идеи обретали силу и воплощались в определенные изделия, стал магазин "Кишгтя белг". В этом своеобразном клубе собираются не только народные умельцы, но и те, кому интересно, как развивается народный промысел. Постепенно это место стало площадкой апробации новых идей, поиска корней, осмысления и творческого освоения наследия предков. Здесь можно приобрести настоящий калмыцкий сувенир, и завсегдатаи знают, что зачастую это будет эксклюзивная вещь. "Заинтересованность и добрая поддержка патриотически настроенных людей и стала толчком для воплощения нашей идеи, - говорит Елена Киштанова. - Они не потребители, они из тех, кто кровно заинтересован в сохранении и развитии калмыцкого прикладного искусства. Ведь эксклюзивная вещь - это уникальное творение мастера и стоит немалых денег. Так вот многие их покупают, чтобы поддержать талантливых людей, чтобы они свободно продолжали творить и радовали нас настоящими произведениями".
У всех, кто работает в разных направлениях народного промысла, появилась возможность показать свои изделия коллегам по интересам и узнать мнение зрителей, покупателей. Примечательно отметить, что такая масштабная выставка мастеров самодеятельного творчества проводилась впервые. Когда Елена начинала поиск умельцев, многие вначале отнеслись к этой идее с сомнением: не верили, что их дело будет востребовано. От природы одаренные, они сами научились тому или иному ремеслу и в свободное время занимались поделками. У многих это было хобби, для других - возможность подработать. Зачастую ремеслом занимаются люди, уже вышедшие на пенсию. Среди умельцев есть и домохозяйки, у которых появилась возможность заняться любимым делом.
Радует, что много молодежи занимается творчеством. В этом помогает Интернет. Кстати, Интернет дает им возможность показать свои изделия. Очень много талантливых умельцев осталось за границами выставки. О многих из них можно узнать и в Интернете, и поговорив с мастерами. Живут они не только в Элисте и селах, многие работают на животноводческих стоянках. На выставке были представлены и традиционные виды народного промысла: изделия из войлока, кожи. Наряду с известными мастерами, такими, как Мария Эльдерова, изделия из войлока представили Зинаида Бельтрикова, Ульяна Манджиева, Екатерина Адьяева. Интересны были изделия из кожи в исполнении О. Балтырова, Н. Джем, В. Засеева и других. Радует также, что у известного мастера по работе с кожей Е. Гашинского появился ученик. Ведь традиционную калмыцкую бортху может делать только Е. Гашинский. И сегодня секреты мастерства переходят от мастера к ученику.
Следует заметить, что, наряду с традиционными направлениями, на выставке была представлена каллиграфия. В этом виде творчества увлеченно работает Елена Ользеева, которая представила зрителям "тодо бичг" не только как текст, но и как произведение искусства.
Кроме того, развивается направление, имеющее спрос в республике. Например, пиалы, вообще, фаянсовая посуда, но ее у нас не производят. Поэтому хорошо, что есть люди, которые находят контакты с производителями посуды, договариваются с ними о партии изделий с калмыцкой тематикой. В данном случае важно: идут вложения, что нужно нашим потребителям, и тем самым энтузиасты способствуют развитию национального промысла, хотя бы и на другой базе. Наши предки нам оставили калмыцкий агат. Это камень белого цвета, по -калмыцки называется "хо халун". Надо сказать, что Елена Киштанова давно интересовалась его происхождением. В ходе встреч со специалистами, ювелирами и геологами она сделала вывод, что все знают о калмыцком агате, а в литературу он вошел под именем "кахолонг", как калька слов "хо халун". Немало сведений о камне можно найти в минералогических справочниках и специальной литературе. Одна из причин того, что о камне подзабыли: его не добывают на новой родине калмыков. Камень есть на Урале, Казахстане и на территории бывшего Джунгарского ханства. Елене посчастливилось побывать на Урале и привезти образцы калмыцкого агата. Сведения о калмыцком агате сохранились в поверьях, сказаниях, которые передавались из поколения в поколение. Так, в с. Ульдючины живет Л. Кекеева, она помнит легенды и были о калмыцком белом камне. Эти сказания передавались в их семье по материнской линии и дошли до сегодняшних дней.
В Калмыкии работали ученые из Кембриджского университета, которые общались со знатоками устного народного творчества и мастерами прикладного искусства. Ученые записали воспоминания этой носительницы древних знаний. И теперь сведения о калмыцком агате будут храниться в библиотеке Кембриджского университета. Так, калмыцкий агат, камень, который испокон веков считался оберегом семейного благополучия, возвращается в нашу жизнь. Примечательно, что калмыцкий агат - белый, горячий камень стал брендом "Города мастеров". И даже в цвете камня проявилась калмыцкая сущность. Почитать белый цвет - это в традиции нашего народа. Ведь не зря мы желаем белой дороги. Так пусть будет белой дорога возрождения калмыцкого народного прикладного творчества.

Галина ХЕЙЧИЕВА