Планы-графики закупок в системе "Электронный бюджет"

22-12-2015, 15:24 | Экономика

Федеральный закон №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон №44-ФЗ) пока не обеспечивает на достаточном уровне повышение эффективности системы госзакупок. Так, в 2014 году Счетной палатой выявлено 276 нарушений законодательства в сфере закупок на общую сумму 39,6 млрд руб. По данным Федерального казначейства, зафиксировано снижение экономии по итогам проведения закупок с 7 процентов в 2013 году до 5 процентов в 2014 году.
Размер экономии, возникшей в результате проведения торгов, определяется как разность между начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) и ценой, предложенной победителем торгов. Согласно проведенному УФК по Республике Калмыкия мониторингу, в 2015 году федеральными заказчиками республики было заключено свыше 2 тысяч государственных контрактов на общую сумму 726 млн руб. Экономия по итогам проведения закупок составила 42,3 млн руб., или 19 процентов. Следует отметить, что в разрезе учреждений максимальная экономия средств около 3 млн руб. зафиксирована в военкомате РК (30%), системе МВД по РК (29%), УФК по РК (23%), УФССП России по РК (19%).
В целях обеспечения гласности и прозрачности закупок, повышения эффективности расходования бюджетных средств при размещении заказов Закон №44-ФЗ предусматривает составление и утверждение планов-графиков размещения заказов, к которым нужно прилагать обоснование закупки, содержащее в том числе обоснование НМЦК. Данные требования к планам-графикам вступают в силу с 1 января 2016 г., таким образом, начиная с планов-графиков на 2017 г., обоснование НМЦК необходимо будет размещать одновременно с планом-графиком.
На сегодняшний же день обоснование закупки, содержащее в том числе обоснование НМЦК, к плану-графику не прикладывается. Но формирование и утверждение самих планов-графиков закупок федеральных заказчиков подлежит обязательному размещению в подсистеме "Управление закупками" системы "Электронный бюджет".
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по предоставлению доступа к компонентам системы "Электронный бюджет" для формирования предложений по закупкам, планов закупок и планов-графиков закупок сотрудникам федеральных учреждений. На сегодняшний день к подсистеме "Управление закупками" подключен 151 пользователь 48-ми федеральных учреждений республики.
Начиная с декабря 2015 года, после доведения лимитов бюджетных обязательств на 2016 год, федеральные учреждения смогут приступить к формированию и утверждению планов-графиков на 2016 год в подсистеме "Управление закупками" системы "Электронный бюджет". Далее размещенная информация будет интегрироваться на официальном сайте закупок.
С 2017 года Федеральное казначейство будет наделено полномочиями по контролю за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, доведенного до заказчика, сведениям об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок. Несмотря на то, что данная норма вводится с 2017 года, уже сейчас в подсистеме "Управление закупками" будет осуществляться контроль за соответствием планов закупок доведенным лимитам бюджетных обязательств.В случае, если позиция плана закупок не соответствовует доведенным ЛБО, то она начнёт подсвечиваться в системе красным восклицательным знаком и тем самым сообщать пользователю о выявленных несоответствиях. Контроль будет не блокирующий.
В последующем в подсистему "Управление закупками" введут все этапы осуществления закупок: от планирования закупок до формирования сведений об их исполнении. Сведения о контрактах также перейдут в данную подсистему. После ввода в промышленную эксплуатацию Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) все, что размещается в подсистеме "Управление закупками", будет автоматически загружаться в ЕИС. Таким образом, в настоящее время подсистема "Управление закупками" является практикой федерального уровня. В новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации эти нормы регламентированы для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. До их вступления в силу есть достаточный промежуток времени для организации соответствующих процессов в публично-правовых образованиях республиканского и муниципального уровней.

Санал ДОРДЖИ-ГОРЯЕВ,
заместитель руководителя УФК по РК