Жили по совести, не жалея себя

18-01-2016, 13:42 | Современник

...Грохот канонады. Отступающие войска. Улицы поселка Гудик Яшалтинского района притихли и опустели, взрослые не пускали детей на улицу. Подростки из окон подавали солдатам пищу и воду. Война показала себя сельским ребятишкам: стоптанные солдатские ботинки, раны, перевязанные разорванным бельём. Сердобольные взрослые разрывали простыни и помогали накладывать повязки раненым пехотинцам Красной Армии. Прошли через село отступающие, и сразу за ними подъехали с шумом на мотоциклах немецкие солдаты. Подростки, спрятавшись, разглядывали врага: мотоциклы, одежду, каски. Верховые на конях одинаковой масти разъезжали по дворам в поисках воды для животных. Пробыв в поселке до вечера, оккупанты двинулись следом за Красной Армией. Взрослые запретили детям говорить о наших солдатах.
Эти картины детства всплывают в памяти Александры Мукобеновны Манжиковой, жительницы села Эсто-Алтай Яшалтинского района. Три сестры Гахиновы жили в бригаде Гудик совхоза Бага-Тугтун Яшалтинского района. Старшая сестра Булгун окончила в 1941 году, перед самой войной, техникум в г.Элисте. Шура и младшая Римма жили с родителями, играли с подругами, не ведая о надвигающейся беде. С начала войны Булгун пришлось трудиться на разных работах. Семья Гахиновых, как и весь калмыцкий народ, 28 декабря 1943 года подверглась депортации в Сибирь. Холодные деревянные бараки встретили спецпоселенцев скрипом дверей, нарами и печкой - буржуйкой, установленной в середине большого помещения, где размещались по 15-20 семей. "Мы тогда Богу верили. Спать ложась, молились, ссыльные немцы тоже молились, - вспоминает ээджя Шура,- всех нас преследовал страх безвестности своего будущего". Взрослые каждое утро уходили в тайгу, на лесоповал. Возвращались уставшие, а дома матерей ждали изголодавшиеся дети. Если до войны и во время войны пекли зерна с травой, то в ссылке спасала картошка. Первую зиму собирали мерзлую на чужих огородах. Затем уже стали сажать сами. Жили Гахиновы в одном бараке с Мучкиновыми, дочь которых Татьяна дружила с детства с Шурой. До войны их мамы работали доярками в родном Гудике. А отец Тани был искусным столяром, мог вырезать любое украшение на деревянных шкатулках. Здесь, в Сибири, все было по-новому. Дети войны сразу повзрослели, возмужали не по годам. 13 лет и 13 дней пролетели в трудах. В Красноярском крае дружно жили немцы, украинцы, чеченцы, калмыки, сибиряки. Юноши и девушки создавали семьи, жизнь продолжалась, народ смирился, но не сломался после многих потерь. Щура вышла замуж за Алексея Манжикова, родилось 4 детей. У подружки Тани Мучкиновой в союзе с Иваном Шириповым тоже появились первенцы - Лида и Сергей. Молодежь крепла, обустраивалась. И вот пришло радостное известие об окончании ссылки и возвращении в родные края. "Вернувшись на родину, люди стали строиться, помогая друг другу, - продолжает беседу ветеран труда, - а работали мы с подругой Татьяной доярками. До пенсии трудились дружно на МТФ колхоза им. К.Маркса с Цеб Линдой, Шириповой Таней, Маценко Леной, Король Ниной и многими другими". Женщинам приходилось тогда доить и вручную, носить 40 - литровые фляги, грузить их на телегу. А дома ждали дети и домашние заботы. Один Бог знает, откуда силы брались.
Моей собеседнице уже за 80. Труженицу тыла, многодетную маму, радуют 10 внуков, 4 правнука. Они скрашивают ее старость и сглаживают боль потери детей (Светы, Баатра, Наташи, Сергея). Оставшись вдовой после ухода из жизни мужа Алексея Бадминовича, Александра Мукобеновна воспитала детей, дала им образование. Её сыновья всегда в первых рядах на службе своему Отечеству: Сергей - участник Чернобыля, Николай воевал в Афганистане, Виктор был призван в ряды химразведки ЧАЭС. Как патриоты своей малой родины, многие годы работали с полной отдачей в животноводстве, на благо родного колхоза, продолжая дело своего отца.
За рождение и воспитание детей ээджа Шура отмечена государственными и правительскими наградам: медалями "Медаль материнства" II степени, "Материнская слава" III степени, грамотами и благодарственными письмами воинских частей, учебных заведений. Имеет медаль "За трудовые отличия", заслуженно носит звание "Ветеран труда". Часто вспоминает Александра Мукобеновна о прошлом, о подругах, уехавших жить в Германию. Нет сожаления о прошлом, ведь жили по совести, не жалея себя, чем и прославляли родную республику.

Нина ШИРИПОВА,
аспирант КалмГУ