Медаль за строительство фронтовой дороги

18-02-2016, 11:24 | Память

В годы Великой Отечественной войны строительство железной дороги Астрахань-Кизляр было важнейшей стратегической задачей по обеспечению фронта нефтепродуктами, вооружением, живой силой. Из 348 километров пути 280 - проходили по территории Калмыкии, и, можно сказать, основная тяжесть стройки легла на степняков. Вначале на стройку было направлено 6200 рабочих и колхозников и 2150 подвод. Потом стало ясно, что этими силами (шести приморских и приволжских улусов республики, прилегающих к трассе) невозможно выполнить в срок намеченную задачу. И тогда были направлены дополнительные силы: из Малодербетовского улуса - 300 колхозников и 100 подвод, Кетченеровского - (300 и 100), Сарпинского - (300 и 100), Приютненского - (200 и 50), Троицкого - (200 и 50) и Черноземельского - (100 и 30).
В последующие месяцы мобилизовывались дополнительные людские и транспортные ресурсы. В пиковой нагрузке общая численность строителей составила 9500 человек и 3300 подвод. Но все же основная нагрузка легла на улусы, по территории которых проходила трасса, -Лаганский, Уланхольский, Долбанский и Приволжский и соседние с ними Юстинский и Черноземельский. Направленные на строительство рабочие и колхозники обеспечивались за счет колхозов жильем на трассе (кибитками, оставшимися от недавних кочевий), бытовым и столовым инвентарем, иным оборудованием для организации общепита и даже постельными принадлежностями. Спали на грубошерстных циновках, ширдыках из кошмы, предварительно положив скошенный камыш, чакан. Инвентарь того времени был примитивный: лопаты, кирки, ломы, носилки, тележки.
348 километров пути строили вручную, местами насыпая насыпь до 5-6 метров, а где-то углубляясь на столько же. Земля была твердая, и приходилось кайлами и ломами вгрызаться в грунт. Тогда этот труд называли героическим, и партийные деятели спешили докладывать в ЦК партии о ходе земляных работ. С сегодняшних позиций, можно сказать, труд был адским, и люди, выбиваясь из сил, работали по много часов на стройке, не жалели себя, ибо понимали, что идет война и от их работы зависело положение на фронте.
Всего было уложено 348 км главного пути, перемещено свыше 4000000 кубометров земли, освоено строительство на сотни миллионов рублей в сжатые сроки. Такая же работа шла на всех трех участках трассы: северный участок дороги от Астрахани (ст. Трусово) до пос. Басы строили трудящиеся Астраханского округа, центральный участок, от Басов до пос. Артезиан - жители Калмыкии, южный участок, от Артезиана до г. Кизляра, - дагестанцы и ставропольцы (в основном жители Кизлярского округа, входившего в состав Ставропольского тогда Орджоникидзевского, края).
Мы упоминали выше, что большую часть дороги строили жители Калмыкии, в основной массе сельские жители, животноводы, и им помогала 83-я специализированная бригада железнодорожников с Украины.
Осень 1941 года выдалась дождливой, а зима 1941-1942 гг. - суровой, и в довершение ко всем трудностям прибавились регулярные налеты фашистской авиации. Разрушалась трасса, погибали люди, горели нефтеналивные бочки. Но, тем не менее, в точно установленные сроки был вбит последний "костыль", и 4 августа 1942 года по железной дороге пошли первые поезда -с Кавказа на Астрахань и Сталинград, где уже вовсю шла грандиозная битва на Волге. И необходимо спаведливо оценить труд наших земляков, внесших огромную лепту в разгром фашистов под Сталинградом.
Конечно, партийные, советские и иные органы рапортовали о завершении стройки, тысячи строителей железной дороги разъезжались по своим улусам и селам на подводах, и они еще не знали, что через год в вагонах-товарняках их вышлют в Сибирь, и что людей ждут еще более неимоверные лишения.
На днях стало известно, что участники строительства Астрахань-Кизляр, ветераны тыла обратились в ОАО "Российские железные дороги" с просьбой учредить медаль в ознаменование 75-й годовщины начала Великой Отечественной войны и за доблестный трудовой подвиг создания 460 - километровой (со станционными путями) магистрали с Кавказа в Поволжье. Магистрали, внесшей важный вклад в победу в Сталинградской битве, в обороне Астрахани, Кавказа.
В удостоверении будет написано, что ОАО "Российские железные дороги" награждают "участника строительства, эксплуатации и обороны фронтовой железной дороги Астрахань-Кизляр в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Таким образом, оставшиеся в живых строители железной дороги Астрахань-Кизляр за свой труд получат заслуженную награду. Хотя бы ведомственную.

Инесса ШУРГАНОВА