Этот долгий путь к сердцу

25-02-2016, 14:59 | Современник

Постепенно получает известность в Калмыкии Сосудистый центр республиканской больницы с отделением рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения, где делают сложнейшие операции на сердце, сосудах. Всё это стало доступно, когда в республиканской больнице установили современный ангиограф и к нам приехали специалисты, умеющие работать на этом оборудовании.
Раньше достижения столичных медицинских НИИ часто замыкались в стенах институтов, стационарах крупных городов. 25 лет назад в условиях московской городской больницы впервые было проведено стентирование сосудов сердца при остром инфаркте. Прошло много лет, пока этот метод лечения добрался до регионов.
Сегодня гость редакции - врач-эндоваскулярный хирург республиканской больницы Светлана Климовна Насунова, выпускница медицинского факультета РУДН, которая приехала на родину из Москвы.


- Светлана Климовна, я далек от медицины и поэтому, возможно, буду задавать и наивные вопросы. Но прежде вспомню одну статью прекрасного журналиста и писателя Зория Балаяна, опубликованную в "Литературной газете" в конце 80-х годов. Там он подробно рассказывал, как ему в клинике Лос-Анджелеса сделали аорто-коронарное шунтирование. В США такие операции делали "пачками" в условиях стационара, а Балаян, приехав в страну, тогда еще СССР, рассказал нашему академику о той операции. И тот, величайший хирург, с грустью сказал, что за четверть века мы не смогли спасти больше десятка миллиона человек... Таково было наше отставание.
Хотя при этом у нас были прекрасные врачи, но научные достижения не доходили до советской страны.
Теперь же ситуация иная. Нам стали доступны все достижения в медицине, особенно в технике. И будь Зорий Балаян в Элисте сейчас, ему бы поставили стенты и выписали.
- Да, я согласна. Медицина ушла далеко с тех пор. И многие операции на сердце делают, не доводя до шунтирования. Четверть века назад появилась рентгенэндоваскулярная хирургия, это совершенно новое направление медицины, суть которого заключается в проведении чрезкожных, чрезкатетерных внутрисосудистых диагностических или лечебных вмешательств под рентгеновскими лучами. Делается это так: через маленький разрез в бедренной артерии заходим в сердце, вводим контрастное вещество и видим под рентгеном характер поражения - тромботические массы, холестериновые бляшки, заводим в сосуд проводники и по нему - баллон и раздуваем воздухом в месте сужения и оставляем стент - металлический каркас. Он врастает в стенку и остается там. В случае многососудистого поражения больному делают коронарное шунтирование - пришивают обходные шунты. Это делается в Астрахани по квоте в "Федеральном кардиологическом центре".
- Как начиналось новое направление в Элисте?
- Меня пригласил Владимир Алексеевич Шовунов, тогда министр здравоохранения, главный хирург Шарапов Николай Михайлович. Я работала в Москве, городской клинической больнице им. С.П.Боткина, до этого окончила ординатуру по эндоваскулярной хирургии в Центральной клинической больнице им. Н.А. Семашко.
Эти креативные врачи решили организовать новое направление в хирургии на базе республиканской больницы. Тем более оборудование было приобретено - ангиограф фирмы "Филлипс", соответствующий всем мировым стандартам. Стоил безумные деньги, и он стоял в коридоре.
Владимир Шовунов стал руководителем центра и за 3-4 месяца аппарат был установлен, и с мая 2014 года мы стали проводить операции. И на сегодняшний день мы провели 700 операций: 500 коронографий (а это тоже операция), 150 больным выполнили стентирование коронарных артерий.
- Раньше, чтобы сделать коронографию и поставить стенты, надо было ехать в Астрахань, Москву, а сегодня всё это делается дома. Здорово, конечно. Региональный сосудистый центр - это не только установка стентов...
- Наш центр состоит из отдела кардиологии, неврологии, рентгенваскулярных методов диагностики и лечения. Плановых больных в отделе кардиологии обследуют и решают: готовить на коронографию или направлять на медикаментозную терапию. Помимо этого бывают экстренные случаи. "Мы дежурим на дому", - так говорят врачи. В любое время могут вызвать: "острый инфаркт". Надо мчаться в больницу, иногда решают минуты, секунды. Стент установлен - кровоснабжение сердца восстановлено - человек спасен.
- Вы помните своего первого спасенного человека?
- Первую операцию провела в Боткинской больнице, как раз меня оставили дежурить. И поступил экстренный больной по "скорой", молодой мужчина.
Острый инфаркт миокарда и в кратчайшие сроки надо было восстановить просвет сосуда. Тромб. Пришлось тромбоэкстрактором убирать тромботические массы и ставить стент. Всё окончилось для молодого человека хорошо.
- Мы с вами сейчас разговариваем и вас могут в любую минуту вызвать?
- Теоретически, да. Но я не одна работаю в отделении. Сейчас учатся нашему делу два хирурга: Чингиз Юрьевич Деликов и Сергей Мергенович Бадма-Гаряев.
При нарушениях сердечного ритма в нашем отделении ставят кардиостимуляторы, которые задают нужные импульсы, и ритм восстанавливается. Действует он, в среднем, пять лет. Далее его заряжают, либо меняют.
Проводим ангиографию сосудов не только сердца, но и шеи, головы, верхних и нижних конечностей. Это диагностика сосудов. При нахождении заболеваний направляем в Федеральный центр. У нас по страховой компании не предусмотрено такое лечение. Зато устанавливаем кавафильтры - для профилактики тромбоэмболии легочных артерий.
- Если проще сказать.
- Закупорки легочных артерий. Фильтр выглядит как зонтик, это ловушка, которая должна поймать тромб, который полетит по вене снизу вверх в легкие. С нижних конечностей. В больнице проводят дуплексное сканирование: с помощью ультразвука исследуют сосуды ног. Но это не наше отделение. Я говорю о спектре услуг. Есть сложные процедуры на стыке с онкологией. Мы получаем лицензию на проведение таких операций. Все-таки это другая епархия. Это химиоэмболизация артерий опухоли печени. В орган вводим химиопрепарат, и сосуд, питающий опухоль, эмболизируется, то есть закрывается и со временем он регрессируется.
При миоме матки таким же методом закрывается сосуд, питающий миому, и он уменьшается в размерах. Сейчас удаляют миому, а это рубец и проблемы при беременности. У мужчин доставляет проблемы аденома простаты, и здесь наш малоинвазивный метод очень эффективен: перекрывается сосуд и аденома уменьшается без подпитки. И через 5-6 часов восстанавливается выделение мочи.
Возможности эндоваскулярной хирургии широкие. Мы можем лечить сосуды при диабете, при этой болезни поражаются мелкие сосуды нижних конечностей, наша методика позволяет восстановить кровоток в артериях голени, стопы. Конечно, такое лечение надо периодически продлевать.
- У меня есть друг в Санкт-Петербурге, талантливый врач, он не вылезает из заграничных командировок. Однажды я спросил у него: "Санал, ты столько стран объехал, будучи врачом". Он мне ответил: "Врачи учатся всю жизнь, появляются ноу-хау, и надо это знать. Врачи - это люди без границ, мы не скрываем секреты, как военные, наоборот - делимся ими на конференциях".
- Это верно. Мы тоже ездим на международные, российские конференции. Я свободно владею английским, знаю французский. Была в Испании, Португалии, США, и на таких форумах выступают мировые светила в медицине. Идет онлайн трансляция операций из разных стран, мастер-классы, обсуждения в кулуарах... Очень много полезного дают такие мероприятия. Тут я согласна с вашим другом: врачам действительно нечего скрывать друг от друга.
- Априори появление такого сосудистого центра и эндоваскулярной хирургии повышает статус нашего здравоохранения. Да, тяжело, бюджет слабоват, но все же вытянули и сделали возможным оказание высокотехнологичной помощи населению региона.
- Конечно, тут, несомненно, власть постаралась - приобрели дорогостоящее современное оборудование, такой энтузиаст, как Владимир Алексеевич Шовунов, проявил сноровку. Нынешний Минздрав РК также оказывает нам помощь.
Высокотехнологичная медицинская помощь - дорогостоящее удовольствие. Стенты с лекарственным покрытием - импортного прозводства, другие расходники (одноразовые), всё стоит больших денег. Хорошо помогает в этом плане страховая компания. Благодаря им к нам бесперебойно поступают материалы, которые продлевают, спасают жизнь людям. В тяжелых случаях к нам приезжает профессор из Москвы, городской клинической больницы им. Н.А. Семашко З.Х. Шубушев, мой наставник.
- Коротко можно о себе?
- Я из Элисты, окончила Элистинскую классическую гимназию, замужем, дочери два года. Кстати, я была в декрете, приехала домой и здесь родила, через 4 месяца вышла на работу. Мой отец более известен, чем я. Он - директор гимназии, Клим Эрдниевич Насунов. Мне бы больше хотелось рассказать о больнице, людях, которые там работают. В кардиологии у нас работают прекрасные специалисты. И лечение сердца - не обязательно операция. Есть консервативные методы лечения - медикаментозные. И только в случае, когда они не эффективны, направляют на эндоваскулярное или хирургическое лечение.
Цель одна - добраться до сердца и восстановить его функции. Эндоваскулярная хирургия позволяет это делать без вскрытия грудной клетки. Хирургия и эндоваскулярная хирургия дополняют друг друга.
И последнее: берегите своё сердце. У него огромные резервы, но они не бесконечны. Необходима ранняя профилактика ССЗ: наблюдаться у специалиста - электрокардиограмма, анализ на холестерин и т.д. Всем желаю здоровья!

Менке КОНЕЕВ
На снимке: С.К. Насунова в операционной