Время радости великой

13-04-2016, 17:46 | Духовность

Сегодня, как обычно в Великий пост, православные отмечают один из главных праздников, который входит в число двунадесятых, то есть двенадцати - Благовещение Пресвятой Богородице. Во всех храмах Калмыкии совершаются торжественные службы.
Благая весть, которую принес Деве Марии в город Назарет архангел Гавриил о зачатии Ею Христа Спасителя от Духа Святого, уже две тысячи лет приходится на время самого строгого и длинного поста по земным страстям Иисуса. И тем светлее для верующих посреди сурового и скорбного времени становится праздник Благовещения.
Как говорит секретарь Элистинской и Калмыцкой епархии протоиерей Алексий Грищенко: "С момента Благовещения просыпается вся природа, начинается годовой цикл новой, христианской, жизни". В переводе на современный русский язык "благая" означает "хорошая", "радостная". Но, казалось бы, устаревшее слово, а прочно укоренилось в нашей лексике.
По словам иерея Антония Зимовца, это была первая радостная, благая весть, возвестившая о новом мире. "Благая весть потому, что Бог - Он рядом, с нами, а чрез Архангела Гавриила Он возвестил Деве Марии, что Он станет материальным в лице Сына, которого Она родит, и произойдет обновление человеческой природы. Мы преобразимся, как Христос воскрес из мертвых, и мы готовимся к самому великому празднику Воскресения. А Благовещение - это как первая ступень к Светлому Воскресению Христову. Мы верим в воскресение наших тел, в то, что душа соединится с телом, и в наше существование в дальнейшем в таком преображенном виде". Радостный праздник в этом году пришелся на самую средину Великого поста, который длится семь недель и путем духовного восхождения к Богу готовит людей к Пасхе. Начался он 13 марта с благословения владыки Юстиниана на духовное дерзание, как всегда, с Прощеного воскресенья.
Как правило, если человек не может простить обиды, значит, он осуждает его поступок. Как учил Спаситель, прежде всего, надо постараться не судить. Как говорится, все мы, кроме Мессии, не без греха. Поэтому, когда вслед за Прощеным воскресеньем наступает Великий пост, то все семь недель на службах священник повторяет молитву святого Ефрема Сирина, в которой тот прямо просит Бога: "...Господи Царю, даруй ми зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего...". Этот плач отца-пустынника лингвистически несколько переработал Александр Пушкин, оставив основной смысл - заглянуть прежде внутрь себя: Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья...
Следующая, более высокая ступень - прощение за содеянное. О прощении ближнего своего говорил Иисус в Нагорной проповеди. По свидетельству евангелистов Марка и Матфея, Спаситель учил прощать и не быть злопамятным. Например, в евангелии от Матфея (глава 6, стихи 14-15) сказано: "Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Все богослужения весеннего воздержания намного длиннее обычных и, на первый взгляд, более сухи и строги. К тому же читается Великий покаянный канон Андрея Критского, а молитвы - коленопреклоненные: как для духовенства во главе с владыкой Юстинианом, так и для прихожан. В целом пост учит людей смирению, терпению и любви, и его необходимо достойно пройти, чтобы всем сердцем воспринять Пасху. Но, несмотря на суровость, его называют еще и Великорадостным, ведь он готовит людей к самому светлому празднику - Воскресению Христа.

Елена ГОРДЕЕВА