По волнам моей памяти

24-05-2016, 17:38 | Общество

Сегодня в школах прозвенит последний звонок. И наполнятся слезами глаза нынешних и бывших выпускников, ибо вспомнится им пожалуй, самая светлая и счастливая пора в жизни каждого человека - школьные годы...
В старших классах мы, учащиеся Хомутниковской средней школы, стали взрослее, из "гадких утят" превращались в прекрасных лебедей. 1976 год. 10 класс! И общение было искренним, честным. Нам казалось, что содружество само по себе - запрет на предательство. Все, как на витрине: хочешь со мной дружить - дружи, а не хочешь - до свидания! По интересу, по родству душ мы сами выбирали тех, с кем дружили, и они выбирали нас. А интересы были потешные. В те времена девочки обожали из толстых тетрадей делать некое подобие "дневников" уездных барышень 19 века. Там записывались стихи А.Вознесенского, песни Д. Тухманова, а также пронзительные, как нам казалось, стихи неизвестных авторов.
Эти стишки заключались в веночки из цветов, старательно раскрашенных прослюнявленными цветными карандашами. Девушки рисовали преимущественно пышные букеты цветов. Парни же изображали танки "Т-34", автоматы Калашникова в сборке. Страницы альбомов заполнялись цитатами, высказываниями великих людей. А тексты песен вырезались из газет и к ним обязательно прикреплялись картинки.
Я тоже завела такой заветный "дневничок". На первой странице, как и полагалось, указала фамилию и имя. На второй странице нарисовала тюльпан, а внизу вывела: "Умри, но не давай поцелуя без любви". Н.К.Крупская". Я часто раскрывала эту тетрадь и млела от величия темы и высказываний на этот счет великих людей. Однажды, когда я на уроке раскрыла дневник, одноклассница Рая толкнула меня в локоть, потому что приближался учитель. Я быстро захлопнула тетрадку, засунула ее в портфель и застыла за партой каменным изваянием. Сидя так, я думала о том, что с полным правом могла разрешить поцеловать себя Лешке Юнде, потому что была в него по уши влюблена. Ведь сама Крупская утверждает, что с любовью можно. Кто посмеет оспорить ее авторитет?
Чем дальше по волнам памяти, тем отчетливее вспоминаю моих школьных друзей. По субботам в школе устраивали для старшеклассников школьные вечера. Мы беззаботно и празднично шли на эти вечера. Какое-то время мальчишек своего класса мы не считали за кавалеров, тем более за женихов. Танцевали с ними танго на "пионерском" расстоянии. А когда они пытались уделить нам внимание, мы хлопали их по спинам тяжело и с размахом. И школьная любовь того возраста была такая смешная, как покажется сейчас. Наши мальчики, чтобы обратить на себя внимание, то за косу дернут, то портфелем стукнут, то ведро для мытья полов в классе украдут и спрячут.
В старших классах нам разрешили ходить в клуб на вечерние сеансы, но непременно с классным руководителем. После кино, проводив Карахана Хизриевича домой, и дав слово, что мы не проспим завтра школу, возвращались в клуб, на танцы. Танцы в клубе - это целый ритуал. Вначале при ярких огнях степенно и важно выходили на танцпол взрослые, а потом, когда выключали свет, робко выходили и мы. Все были такие красивые, стройные, с распущенными волосами, надушенные духами "Быть может", привезенными Раей Галзановой из Москвы, старшей сестрой нашей одноклассницы Зои Галзановой. Ах, каким был запах, аромат тех духов! Идешь по залу, а за тобой шлейф тончайших духов, не то что "Красная Москва".
Танцевали всегда в кругу одноклассников. С одной стороны наши из 10"б"- Гена, Серуша, Ляля, Сахан. С другой - Юндин, Кикоть, Никитин, Герасута, Витя Владимиров - это 10 "а". И мы посередине, как майские ландыши на рассвете. Пыль стояла столбом от нашего топанья - то ли шейк, то ли хей-хоп. А в перерывах заведующая клубом брала ведро с водой и веничком брызгала на пол, чтобы улеглась пыль. И опять шейк до упаду. "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?"- этот фильм 60-х годов подходил нам, как никогда! Опять удивляется мой сын: "Танцы до упаду! И песни ваши я слышал. "Лебединую верность", например. Не песня, а целый роман". Я распалилась: "Да! Да! За душу брало, и вся страна пела".
А какие были учителя: Карахан Хизриевич Мирзаханов - наш любимый классный руководитель, Роза Бомбаевна Богаева - учитель русского языка и литературы, Джаният Алимбековна Омарова - учитель химии, Анатолий Толганович Владимиров - военрук, Пётр Захарович Челнык- учитель труда. И был чудо - класс, в центре которого стоял настоящий трактор "Белорусь", и его изредка заводили. Такой грохот стоял в классе, а мы радовались этому. Это же надо вместить целый трактор в школу, в отдельный класс, чтобы его там изучать. Не легче ли было вывести учеников на улицу, на стадионе показывать, как он заводится, да ещё и покататься можно было бы? Ан, нет! Нас учили только заводить, мы только догадывались, что он ещё может передвигаться, уж не говоря, что на нём надо сеять и пахать...
Нам казалось, что жизнь полна побед и удовольствий!
Мы, бедные, гордые и счастливые, пробежали свою юношескую дистанцию. Мне не верится что прошло 40 лет. Чем отличается это расстояние в сорок от моего "вчера". Они совсем рядом, они сразу друг за другом. Они так рядом и так далеко!..
Поздравляю моих одноклассников и нашего дорогого учителя Мирзаханова Карахана Хизриевича с юбилеем окончания школы! Всех благ вам!

Антонина УМКЕЕВА,
г. Москва