Много детей - много счастья

По аллее шел молодой калмык с годовалым ребенком на руках, а, отстав шага на два, спешила его догнать стройная женщина, держа за руки двух очаровательных девочек. Еще одна, старше, шла за отцом. "Мал мала меньше", кажется, так говорят о таком семействе. Четверо детей - сегодня это многодетная семья.
Я с улыбкой наблюдал за дружной семейкой, которая, занимая почти весь тротуар, шла в сторону мэрии. Вся весело топочущая семейка потешно смотрелась в этот жаркий день. Не замечая зноя, они дружно и целенаправленно куда-то шли. И тут впереди идущий отец по-командирски махнул рукой, и весь выводок, да простят они меня за это сравнение, повернул в столовую, в сторону "Айса".
Я решил познакомиться с отцом семейства, не так часто увидишь в наше время столько детей. Мы разговорились за чашкой калмыцкого чая, и я не пожалел о потерянном обеденном часе. Семья оказалась удивительной, впрочем, всё по порядку. Отец семейства - наш элистинец, зовут его Джангар Тюлюмджиев, ему 31 год. Жена - Надежда, она полька по национальности. Ей - 30 лет.
Судьба свела молодых людей в Нижнем Тагиле. Джангар решил вместо армии пройти альтернативную службу, и по разнарядке парня направили в знаменитый "танкоград", по специальности он автослесарь - и прежние навыки пригодились в работе с танками Т-90.
Вот в Нижнем Тагиле он встретил свою Надежду, юная полька работала здесь по окончании Свердловского института народного хозяйства. Предки ее жили во Львове и были высланы на Урал в 1939 году, как выходцы из польского дворянства - шляхты. И не просто шляхтичи, а Ходасевичи. Наиболее известен миру Владислав Ходасевич - русский поэт, литератор, критик, друг В. Набокова, эмигрировавший во Францию и умерший там.
Кстати, и Джангар имеет отношение к российскому дворянству: по материнской линии он ведет родство с Балзановыми. Его прадед Басанг был вынужден сменить фамилию на Соктуев, зато потом политрук Соктуев воевал до конца войны.
Вот такая "знатная" линия получилась. Удивительные традиции у этой молодой семьи, глава которой Джангар - большой патриот своего народа, он почитает и уважает традиции. И не просто на словах. Все его дети родились в г.Элисте, в одном и том же роддоме и отделении - там, где родился их отец Джангар.
Старшую дочь, ей 7 лет, зовут Канджу, по-тибетски Белый Лотос, среднюю - Наджен, ей 5 лет, младшую - Алагай, ей 4 годика. Она носит имя дочери Чингис-хана. А сына, которого так гордо нес на руках отец, зовут Арсланом.
Эта дружная семья живет в соседнем Волгограде: Джангар работает автослесарем в сервисной мастерской, а Надежда - заведующая отделом информационных технологий на заводе металлоконструкций.
В Элисту они приезжают часто, здесь живет мама Джангара, родственники. И сам воздух Элисты, атмосфера нравятся Надежде и детям. Молодой отец хорошо помнит слова своего отца: калмык должен рождаться на родине и умирать там же. И, может, поэтому его жена-полька родила своих детей на родной земле мужа. Однако Надежда с гордостью говорит и о своих бурятских корнях. Как оказалось, они тоже были. Давным-давно выселенная польская семья породнилась в Сибири с представителями местного народа. Двоюродный брат её бабушки - известный бурятский литератор, член Союза писателей
СССР Владимир Корнаков. Их дети очень способны. Старшая Канджу - чемпионка Волгоградской области по художественной гимнастике, за ней на секцию пришла Наджен.
"Мы соскучились по Элисте, бродим по её улицам, заходим в кафе, где готовят калмыцкие блюда, вот сейчас с удовольствием поели дотура и бериков, - говорит Джангар Тюлюмджиев. - Нам надо ценить нашу родину, уважать традиции и обычаи, в моей, интернациональной, семье мы их придерживаемся".
Молодой отец семейства - хороший пример для молодежи. Он, не стесняясь, говорит, вполне возможно, что семья еще расширится. Счастье, как он утверждает, в детях. Детей много - значит, счастья тоже много. Сам он занимается спортом, кик-боксер и ведет здоровый образ жизни.
"Я смотрю на молодежь, - делится он задумчиво, - и не понимаю их, почему не рожают детей? Они - основа семьи, если хотите, и нашего народа. Вот они вырастут и станут мне опорой, только надо их правильно воспитать. И им легче придется: будут идти по жизни, помогая друг другу. Ведь так раньше было в большинстве калмыцких семей. Двенадцать лет я не живу в Калмыкии, в родном г.Элисте. Но, тем не менее, сохранил элистинскую симку. Я плачу за неё деньги, восстанавливаю и каждый раз возвращаю себе. Мне, кажется, что это моя связь с родиной.
Живу недалеко, город на Волге расположен всего в трехстах километрах от Элисты. Всегда могу приехать, но так обстоятельства сложились, работа и т.д., потому и нахожусь не дома. Но связи с республикой не порываю.
Возвращаясь к детям. Мы же не выбираем их, как товар в супермаркете. Их сверху бурхан нам дает, я так считаю. Поэтому никто с голода не умрет, и не надо бояться иметь много детей. Поверьте, это счастье".
Мы расстались, и, обернувшись, я увидел Надежду, спешащую с детьми за мужем, а он размашисто шагал впереди. Как будто расчищал путь своему семейству. Как в древности, в давно забытые времена, наши пращуры шли по дорогам, настороженные, готовые защитить своих детей и женщин.
Мужчина и женщина. Он - глава семейства, защитник и хозяин, она - мать детей и хранительница очага. Мы, кажется, забываем эти самые нужные ценности на Земле. Как хорошо, что есть в наше время молодые люди, живущие в соответствии со старинными законами и традициями, которые передали нам наши предки. Они сознательно придерживаются их, и мужчина, совсем молодой, сумел удержать своё, родное. В 31 год он имеет четверых детей. В них - его счастье.
Менке КОНЕЕВ