Мой дедушка любил месяц май

06-06-2017, 12:44 | Память

Сколько надо любви и огня,
Чтобы верили, чтобы слушали,
Чтобы помнили люди тебя!

В преддверии Дня великой Победы хочу рассказать о своем дедушке, которым горжусь. Многим в республике известно его имя. Заслуженный учитель Калмыкии и России, фронтовик, кавалер, орденов Ленина и Отечественной войны 1 степени, автор песен и стихов на калмыцком языке, почетный директор Цаган-Нурской средней школы, почетный гражданин Республики Калмыкия, глава известной в Калмыкии учительской династии – это мой дед Эренджен Зельмеевич Санджиев.


Санджиев Эренджен родился 20 мая 1924 года в поселке Цаган-Нур. Стать учителем он мечтал ещё в детстве. Но путь от мечты до претворения её в жизнь был непрост. Учиться для него казалось несбыточной мечтой. Но пришло время и ему переступить порог школы. С первых дней учебы он отличался среди сверстников особым прилежанием, умением быстро схватывать всё, чему учили. А детство было тяжелым. Когда ему было шесть лет, из-за болезни умер отец, а через семь лет - внезапно умерла мать. Воспитывал его дядя – Зельмеев Музра Олцаевич.
Тогда он уже твердо решил «Буду учителем!». После окончания школы его, как одного из лучших выпускников, направили на краткосрочные учительские курсы в Элисту. Окончив их, молодой учитель прибыл в колхоз им Сталина Хошеутовского сельского совета Кетченеровского улуса и сразу возглавил школу. А ему не было и 16 лет! Дедушка рассказывал, что по имени его никто не называл, жители очень любили юношу и ласково называли «Наш маленький учитель». Осенью 1940 года Э.Санджиев поступил на годичные курсы учителей родного языка и литературы при Калмыцком пединституте в Астрахани. Впереди ждала его новая студенческая жизнь, новые встречи, новые друзья.
Но всё оборвалось ранним утром 22 июня 1941 года. «Маленький учитель» стал бойцом истребительного отряда. Известен такой факт, что Эренджену Зельмеевичу удалось уговорить сдаться 16 бандитам без единого выстрела, путем убеждения. Народный поэт Калмыкии Санджи Каляев написал поэму «Кун болх … комсомоласн» посвященную Санджиеву Эренджену, где поэтически поведал об этой трудной поре в жизни моего деда.
1 декабря 1942 года Эренджена Санджиева избирают первым секретарем Кетченеровского улускома ВЛКСМ. Он понимал, что его работа нужная и важная, что и в тылу тоже идет война, понимал, но всеми силами рвался на фронт. В начале 1943 года он уходит добровольцем в действующую армию. На молодого бойца обратило внимание командование и направило в Астраханское пехотно-пулеметное училище. Три месяца обучения и вот Санджиев Эренджен – боец-пулеметчик 79-го гвардейского полка 26-й Восточно-Сибирской гвардейской Городокской стрелковой дивизии III Белорусского фронта. Свое боевое крещение девятнадцатилетний пулеметчик получает в боях за освобождение Польши. А потом было освобождение крупного железнодорожного узла Орша, форсирование реки Неман, за что был представлен к награде – боевой солдатской медали «За отвагу», которую вручили ему в канун 20-летия Победы 8 мая 1965 года. В боях мой дед был трижды ранен.
Однажды его внуки спросили, страшно ли было на войне. Он задумался, а потом ответил: «Конечно, страшно. Ничего не боится только глупец. Но если знаешь, за что воюешь, что защищаешь, знаешь, что рядом с тобой товарищи, которые не оставят тебя, тогда страх уходит, остается только гнев и ярость к врагу».
В сентябре 1944 года, когда развернулись кровопролитные бои в Восточной Пруссии, Санджиев уже командовал пулеметным расчетом. Этот бой, где его расчет пулеметным огнем прикрывал правый фланг взвода, шедшего в атаку, оказался для него последним. Тяжело раненого осколком снаряда в ногу, истекающего кровью, его вынесли с поля боя. Санитары, наспех перевязав рану, отправили его в полевой госпиталь. Эренджену казалось, что это ненадолго, что скоро встанет на ноги и догонит свою часть. Но ранение оказалось настолько серьезным, что врачи не решились на операцию в полевых условиях и отправили его в глубокий тыл – в военный госпиталь на станции Шилово Рязанской области. Надежды на излечение было мало, деду грозила ампутация ноги, он изо всех сил сопротивлялся решению врачей: стать калекой в 20 лет? Нет, мы ещё посмотрим. За операцию взялся майор медицинской службы Родионов. Операция была сложной, дед потерял много крови, его жизнь висела на волоске. Но произошло чудо, жизнь спасла ему русская девушка – медсестра по имени Наташа, давшая свою кровь. Ноги Эренджен Зельмеевич не лишился, но был списан из армейских рядов. Позже в течение многих лет мой дедушка разыскивал свою спасительницу, юную медсестру Наташу, но безрезультатно. Вся большая семья Санджиева Эренджена Зельмеевича: семеро детей, 15 внуков и 8 правнуков помнят и знают, что жизнь им подарена и этой незнакомой девушкой. Низкий поклон Вам, дорогая Наташа!
А потом была весна 45-го! Весной 1945 Эренджен прибыл вслед за соплеменниками в Сибирь. Он с трудом привыкал к мысли, что стал инвалидом II группы, с трудом привыкал к новой жизни, далеко от калмыцких степей. Худой, на костылях, он заново учился ходить. Снова стал учителем, заочно продолжал учебу в пединституте, работал в Учумской школе Ужурского района Красноярского края. А 16 ноября 1946 года от имени Президиума Верховного Совета СССР Ужурским райвоенкомом младший сержант Санджиев Эренджен Зельмеевич был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Более 10 лет прожил Эренджен Зельмеевич в селе Учум, женился, стал отцом, обрел друзей. До конца жизни он поддерживал связь с сибирскими друзьями. В семейном альбоме сохранились снимки, где наш аава участвовал в августовских учительских конференциях в г.Ужур и даже отдыхал на курорте на озере «Учум»(так подписано фото) в 1948 году.
Возвратившись на родину в июне 1957 года Эренджен Зельмеевич начал работать учителем родного языка и литературы в Цаган-Нурской средней школе, работал он директором 8-летней школы в п.Сарпа Приозерного района, заведующим отдела народного образования Приозерного района. О возвращении в свой Цаган-Нур дедушка говорил так: «У нашего земляка, народного поэта Калмыкии Санджи Каляева есть такие строки: «Говорят, что степной орел хоть раз в году прилетает к тому гнезду, где он крылья свои обрел». Вот так и я через годы и расставания, радости и невзгоды стремился к родным местам в Цаган-Нур». В 1963 году его переводят директором Цаган-Нурской средней школы. С этого момента судьба школы и судьба Санджиева Э.З. неразрывно связаны. Именно Эренджен Зельмеевич написал слова песни «Цаган-Нуурин школ», которая стала гимном, визитной карточкой не только школы, но и села. Музыку к этой песне сочинила его жена - моя бабушка Александра Нарановна. Много стихов на калмыцком языке дедушка посвятил школе, детям, детству. Одно из них даже попало в учебник калмыцкого языка начальных классов. Годы его руководства вошли в историю как «звездные» годы Цаган-Нурской школы. Благодаря его хлопотам построили новую школу, интернат для детей животноводов и механизаторов, живущих на отдаленных фермах, чабанских стоянках, детский сад.
В 1963 году было решено начать летопись школы. В этом же году школе было присвоено имя Героя Советского Союза Н.М. Санджирова. В 1968 году у здания школы на средства учащихся был поставлен бюст Н.М.Санджирова, созданный скульптором Санджиевым Н.А. В 1977 году школы была награждена памятным знаменем Калмыцкого обкома КПСС, Президиума Верховного Совета, Совета Министров КАССР, облсовпрофа и обкома ВЛКСМ. Сегодня знамя хранится в музее школы. В том же 1977 году школа была занесена в Книгу Почета Калмыцкой АССР. В 1977 году трудовая производственная бригада школы представляла Калмыкию на Всесоюзном слете трудовых объединений в Москве. В 1979 году школа награждена Грамотой Президиума Верховного совета Калмыцкой АССР. За успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения 28 мая этого же года школе вручен Памятный знак «ДОСААФ» в честь 50-летия ДОСААФ. Поэтому 27 июня 1978 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за особые заслуги в области социалистического строительства и обороны Союза ССР Санджиев Э.З. получил высшую награду «Орден Ленина».
Много лет боролся дед с недугом и всё-таки победил. Трудовой день директора начинался в 5 часов утра и заканчивался поздним вечером. Сколько стоило это мучений, напряжений силы воли, знают только члены его семьи. А она у него большая. Воспитал дед семерых детей, из них шестеро получили педагогическое образование. Учительская династия Санджиевых представляла Калмыкию на телемарафоне «Учитель России-94», организованном при участии Совета Федерации России и посвященном Международному дню учителя.
Работа на износ не могла не сказаться на здоровье, один за другим он перенес два инсульта, долго болел и принял для себя трудное решение – оставить директорский пост. Расстаться со своей школой он не мог и стал работать учителем русского языка и литературы, обществоведения, вел новый в то время курс «Этика и психология семейной жизни». Стаж педагогической деятельности деда составил 49 лет, из них девятнадцать он проработал директором Цаган-Нурской средней школы.
В 1983 году Э.Санджиев в числе первых пятнадцати человек стал лауреатом Знака имени А.П.Гайдара, среди которых были известные в стране люди режиссер С.Герасимов, писатели С.Михалков, А. Лиханов и другие.
Указом Президиума Верховного совета СССР 11 марта 1985 г. за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в ознаменование 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Санджиев Э.З. был награжден «Орденом Отечественной Войны» I степени. В этом же году он участвовал в праздничных мероприятиях, посвященных 40-летию Победы в Москве.
В 1987 году Э.Санджиев ушёл из школы: всё сильнее болели фронтовые раны, всё чаще сдавало сердце. Но и после этого не остался в стороне от жизни школы и села. Именно ему, как Председателю Совета Ветеранов, принадлежит инициатива возведения мемориала в честь погибших на фронтах Великой отечественной земляков-цаганнурцев, а также создание и строительство школьного музея. Помню, как один из внуков, будучи маленьким на вопрос: как зовут ааву? Ответил - «Музей»))) Настолько в доме часто слышали это слово, аава был полностью погружен мыслями и хлопотами, связанными с его организацией, и в этом его главная черта характера – отдаваться делу до конца.
В 1994 году за особые заслуги в области образования Эренджену Зельмеевичу Указом Президента Республики Калмыкия присвоено звание «Почетный гражданин Республики Калмыкия».
У деда моего есть ещё юбилейные медали « 50 лет Вооруженных сил СССР», « 60 лет Вооруженных сил СССР», « 70 лет Вооруженных сил СССР», «20 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.», «25 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.», «30 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.», «40 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.», «50 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.». Мой дед также принимал участие в праздничном военном параде в Москве, посвященном 45-летию Великой Победы, не смог он поехать из-за болезни на парад, посвященный 50-летию Великой Победы, но отпраздновал в мае 1995 года дома в окружении внуков, правнуков и детей два юбилея: золотую свадьбу и 50-летие Великой Победы.
Одной из последних его наград была «Медаль Жукова», которая была вручена ему Указом Президента РФ от 19 февраля 1996 года.
В 1996 году 1 октября его не стало. Он похоронен на сельском кладбище, на памятнике выбито изображение школы и слова его песни о родной школе. Но Эренджен Зельмеевич продолжает жить в своих детях, внуках и правнуках. Память о нём живет в строчках стихов и песен, написанных народным поэтом Калмыкии С.Каляевым, кандидатом наук Э.Бардаевым, заслуженным учителем Калмыкии М.Басанговой, однополчанином Н. Санджирова Д.Голубицким.
Мой дедушка всегда говорил, что лучшее время года – это май, месяц Великой Победы, и сентябрь – начало учебного года. Накануне 100-летия его родной школы выпускники прошлых лет решили увековечить память о почетном директоре школы мемориальной доской, с которой он, как и раньше, теперь каждое утро встречает учеников школы, глядя на них с улыбкой. В их сердцах он был и остается человеком с большой буквы, достойным сыном своего Отечества.
В преддверии Дня Победы с 1998 года на родине Санджиева Эренджена по инициативе его учеников Михаила Манджиева и Санала Дорджиева на средства родственников ветерана и при поддержке сельской администрации и школы, в которой наш дедушка проработал более 22 лет директором, ежегодно проводится турнир среди учащихся школ Октябрьского района республики.
Учительские гены проявляются и у внуков, которых у него 14, один из них, названный в честь деда, Эренджен Санджиев, кандидат медицинских наук, как и сам Эренджен Зельмеевич, получил образование в Астрахани. Закончив с отличием Астраханский государственный медицинский университет, преподает в родной alma mater. Другой внук – Кару Дорджиев, ставший в составе Малодербетовской футбольной команды «Джангар» чемпионом страны на всероссийском турнире «Кожаный мяч» в 1998 году, посвятил себя любимой игре и сейчас тренирует мальчишек в Ики-Бурульской ДЮСШ.
12 правнуков, одна из которых Сувсана уже прошла с портретом прадеда 9 мая 2017 года в Элисте (фото во вложении).
Мои воспоминания – для меня аава с ээжей были и остаются гордостью, примером, основой нашей семьи, для детей, внуков и правнуков. Пройдя сквозь тяжелые испытания: войну, ссылку, голод, потери близких, они оставались добрыми, щедрыми, отзывчивыми и мудрыми людьми. Аава был авторитетом, основой большой семьи, но всегда уважительно относился к ээже, Александре Нарановне, которая в 17-летнем возрасте стала его верной спутницей и надежным тылом, это была идеальная пара. В сибирской ссылке ээжя родила пятерых детей, еще двоих уже на родине, в Калмыкии. Они жили обычной сельской жизнью, ээжя вела большое хозяйство, по утрам выгоняла коров, потом варила джомбу. Ранним летним прохладным утром они всегда ее пили вдвоем на улице во дворе, двери которого были открыты для всех: от высоких гостей, артистов, корреспондентов центральных и республиканских газет, телевидения, учеников до простых людей, ищущих помощь. По вечерам читали газеты, которые раньше выписывали в большом количестве, их приносил местный почтальон-женщина с толстой сумкой на ремне. А могли еще запросто спеть вдвоем песню на калмыцком языке под звуки домбры, на которой аккомпанировала ээжя, так и сочинили песню «Цаган-Нуурин школ».
А ешё, воспоминание из детства, рядом с кроватью аавы всегда стояли охотничьи ружья, под кроватью патроны, а под подушкой – два красивых подаренных кинжала. Сейчас это кажется невероятным, а тогда казалось в порядке вещей. Не знаю, это привычка старого солдата или инстинкт защитника своего жилища, но однажды оно пригодилось в качестве отпугивающего средства от нетрезвых хулиганов. После этого мы молча зауважали ааву еще больше, ведь он был уже далеко в преклонном возрасте и физически не мог оказать сопротивление… Потом эти ружья он брал с собой только на охоту пострелять дичь на любимом озере Цаган-Нур.
Прошло уже более 20 лет, как нет с нами аавы и 14 лет - ээжи, но чем больше времени уходит, чем взрослее и старше мы становимся, тем больше ощущается их отсутствие, так не хватает родных глаз, теплых объятий.

Байрта БЮРЧИЕВА