Памяти настоящего человека

15-10-2019, 15:36 | Память

Еще в памяти те скорбные дни, когда Яшкуль, район затихли. Ушел из жизни настоящий человек, на своем рабочем месте, ушел раньше положенного.
Многие знают, догадываются, что по отношению к нему была организована настоящая травля, продуманная, срежиссированная людьми, которые поставили цель отстранить его от дела жизни.
Это была не прихоть, а заказ.
Как сейчас понимаешь, делалось все расчетливо, со знанием дела, постарались также и некоторые наши земляки, дали, что называется, полный расклад: кто такой Петр, а именно так звали его мы, те, кто знал семью, братьев, его жизненный путь. Слишком он был не таким, как они.
Коренной яшкулянин, выросший в большой семье, в непростом и гордом п.Зюнгар, его там в детстве звали очень мягким, нежным именем Бууряш. Его там любили, как и в Чилгире, где он учился, взрослел. Его любили и уважали в «Аким песках»- совхозе «Улан- Хееч», которому он отдал большую часть своей жизни.
Руководитель, пришедший в хозяйство, в котором не было водовоза, создал крупнейший в России по поголовью овец племзавод (56 тыс. голов), где удивительным образом поддерживалась атмосфера лучших хозяйств эпохи Городовикова. Здесь каждый работник знал, что он и его близкие и родные стабильно, из года в год, будут получать достойную зарплату, его дети будут учиться в хорошей школе, а потом после учебы в колледже или в вузе вернутся домой и будут жить и работать.
Он не любил бездельников, болтунов, чурался каких - то тусовок руководителей. Этим он отличался, может, из-за этого некоторые не понимали его: «Как так, почему он отделяет себя от них?»
А ему было некогда, он был нацелен на повышение продуктивности поголовья, на организацию выгодной реализации того, что вырастили. Такое впечатление, что он знал (наверное, так и было) буквально каждую овцу, каждую корову. Он создал сбалансированное хозяйство, целью которого было добиться не столько максимального финансового результата, а обеспечить социальное благо, так это он понимал.
Он был, что называется, настоящим самураем, у которого был свой Путь, свой Долг.
И при этом с теми людьми , которым он доверял, он был трогателен, мягок, добр: с женой Жанной, сыном Максимом, дочкой Альмушей. Очень уважал и любил свою маму, которая вырастила сыновей. По- человечески уважительно общался со своей тещей, бабой Раей.
Несколько лет назад я был в гостях у Менкнасунова, он был рад, что мы приехали к нему в гости, показывал нам хозяйство, рассказывал о своих планах.
Как настоящий профессионал, сдержанно и с пониманием значимости своего труда показал племенной фонд совхоза, это, говорит, будущее, настоящее будущее.
Последующие события разорвали этот мир, гармонию, спокойствие.
Как бы предчувствуя это, а может, иносказательно, тактично, по-калмыцки, так как уже оказывали на него давление, он, показывая нам быков калмыцкой породы, этих исполинов степи, сказал эмоционально наполненным голосом, что они как калмыцкие залу (мужчины). Они, говорит, начинают драться, земля трясется, столкновение их, кто видел, завораживает. И когда один из них (быков) проигрывает, он, обреченно поникнув, уходит в степь. И там приходит в себя, набирается сил, копит их. А потом... он приходит. Петр сказал, что видел такое неоднократно, и начинает реветь, вызывая соперника на поединок. И опять столкновение, опять, по сути, битва за то, кто главный в этой степи!
Когда мы возвращались, Поштаевич на своём автомобиле довез нас до города. Машина была обычная, «Нива», я еще пошутил, что он ведет себя, как хозяин «Икеи», богатейший человек Швеции, который тоже использует самую простую автомашину. В ответ было сказано, что он, как директор, может купить, конечно, более дорогую и комфортабельную машину, но ему неудобно перед коллективом, простыми людьми, которые вместе с ним работают.
Для меня это было неудивительно, но ехавшего с нами научного работника подобный аскетизм поразил. Еще одним моментом, который удивил моего товарища, было то, как хорошо Петр Поштаевич знал историю своего народа, как он говорил на настоящем калмыцком языке, как он был учтив и воспитан в тех канонах, о которых многие уже и не знают.
И вся эта жизнь была разрушена, сердце его, сосуды не выдержали. Он победил смертельную болезнь, но против машины травли, сплетен, искусственно возбужденных уголовных, арбитражных, административных дел был беспомощен, потому что слишком благороден, наверное, наивен, хорошо воспитан. Человек, который при мне никогда не давал никаких оценок человеческим качествам кого-либо, нам всем известного персонажа яшкульской истории, мне незадолго до смерти сказал: «Ичр уга эн кўн» («У этого человека нет совести»).
Он не осознавал, может, наоборот, отчетливо понимал, но вслух не говорил, что большой хищник пришел в степь, что ему придется либо умереть достойно, либо упасть, нагнуться перед стаей. Сейчас, по отдельным репликам (воспоминаниям) понятно, что он выбрал первое. Душа его болела за все это, как сейчас говорят, беспредел. И он не мог понять, принять, почему некоторые из земляков повели себя подло, так низко, проявляя прыть и энергичность в этих неправедных делах.
А сейчас эту историю хотят забыть, задвинуть ее, сделать вид, что этого не было: здоровье подвело, так получилось. Эта история показала мне, что все теперь стало возможным на моей малой родине.
Я понимаю, почему такая реакция, он ведь был не просто директором, он был личностью, и самим фактом существования мешал им подмять район, не давал им осуществить задуманное, как мне представляется, чтобы потом где- то там, в Ментонах и Ниццах, демонстрировать благополучие, богатство, свое влияние, которое построено на усилиях таких, как Петр Поштаевич, и тех, кто работал с ним.
У каждого человека, говорят, есть своя миссия, свое предназначение, иногда ему кажется: что-то не удалось, ещё слишком мало прожил. Мне думается, Петр Поштаевич сделал многое, и это касается не только каких - то хозяйственных, финансовых результатов. Человек, который хотел создать свой мир, построенный на других, более человеческих принципах, и ему это почти удалось. Он показал, что, несмотря ни на что, надо жить так, чтобы мы, живущие уже без него, чувствовали, задавали себе извечный вопрос: А ради чего мы живем?»
Вечной памяти, Поштаевич! Ты же сам говорил, что они, настоящие, опять приходят…

Юрий СЕНГЛЕЕВ

P.S:
Земляки! А совхоз все-таки должен быть назван в его честь!