Обитель Великой колесницы - Сера

29-01-2015, 10:57 | Культура

Летом прошлого года группа калмыцких паломников побывала в Тибете. Они посетили крупнейшие монастыри, побывали во многих святых местах. Об этом удивительном путешествии мы рассказывали нашим читателям на калмыцком языке. Сегодня мы начинаем публикацию статей Елены Ользеевой. Первая публикация рассказывает о монастыре Сера.
Монастырю Сера почти 1400 лет, он является одним из самых древних на тибетской земле. Расположен он в пяти километрах от Лхасы. Сера переводится как "Дикая роза", по преданию, когда-то по всему склону горы росли дикие розы. Так же существует версия, что в переводе с тибетского слово "сера" означает "градина". Легенда гласит, что в день основания монастыря на Лхасу обрушился град. Но точно одно - "Сэра-тэг-чен-лин" это "Обитель Великой колесницы-Махаяны". Сера представлен тремя основными отделениями: первое, в котором обучались фундаментальным наукам, второе - для странствующих монахов и третье, в нем давались тантрические учения.
Сера - это целый комплекс из множества корпусов, улочек и площадей. Приближаясь к первому монастырю, мы услышали громкие крики, войдя во внутренний двор, мы увидели необычную картину. Молодые монахи в бордовых одеждах заполнили всю площадь, половина монахов сидела, другая половина, активно двигаясь, как бы в танце, громко о чем-то спорила. Это был знаменитый философский диспут. Те, кто сидел, очевидно, задавали вопрос, те, кто стоял - отвечали. Диспут выглядел как спектакль, движения отвечающего были красивы, то плавными, то стремительными: протянув сопернику левую ладонь, правой ладонью он накидывал сверху громким хлопком и проводил ею от начала кисти до конца, при этом в повороте, в прыжке на одну ногу, громко восклицая, наверное, приводя очень четкий доказательный аргумент. Мы зачарованно смотрели, о-о-о, если бы мы еще понимали, о чем они спорят!
Покинув площадь, мы направились к главному монастырю. Навстречу шла молодая тибетская семья, празднично разодетая, за ручку вела маленькую симпатичную девочку, у которой носик был помазан черной краской. Я сфотографировала девочку, она охотно позировала, показав знак победы. Я поинтересовалась у экскурсовода Славы, почему у девочки черный носик. Слава ответил, что это особое благословение.
- Можно ли нам получить такое, - спросила я.
- Уверены?
- Да.
- Хорошо, попробуем, - ответил Слава.
В дацане, где стояла статуя Будды Шакьямуни, было много народу. Статуя была покрыта золотом и украшена драгоценными камнями. Наш проводник Слава, китаец по происхождению, где бы мы ни были, всегда обращал наше внимание на "небесный камень", который всегда располагался в центре статуи или ступы. И на этот раз "небесный камень" располагался в центре основания статуи. Слава подвел нас к ламе, который управлял дуганом. Лама подвел нас к подножию статуи справа, одернул занавесочку, открылось углубление, обитое мягкой материей. Помолившись, получив черную метку на нос, счастливые пошли дальше.
Дацан Дже знаменит тем, что здесь находится статуя одиннадцатиликого бодхисаттвы Авалокитешвары, нам посчастливилось прикоснуться к святыне.
Благословение Окон-Тенгри
Посетив монастырь, вышли отдохнуть на скамеечке возле белой ступы. Было очень жарко, все достали из рюкзаков бутылки с чистой водой и, не торопясь, стали пить. Незаметно на скамейку присела пожилая женщина-лама, я видела ее, когда она, опираясь на костыль, делала "кора" вокруг ступы. Коротко остриженная, в бордовых одеждах с матерчатой сумкой через плечо, среднего роста, слегка полновата, с очень приятным, добрым лицом. Она скромно села с краю, достала из сумки воды, сделав несколько глотков, положила обратно. Я спросила у Хонгора Бадмаевича, нашего руководителя группы, можно ли преподнести женщине - ламе подношение в виде денег, на что он ответил, что лучше пищей: конфеты или печенье. Взяв несколько конфет, я подошла к ламе, склонившись в поклоне, встав на одно колено, преподнесла двумя руками конфетки. Бабушка-лама с радостью приняла конфеты, внимательно их рассмотрела и положила себе в сумку. Затем обхватила мои руки двумя руками, улыбнулась лучезарной улыбкой. Руки у нее были такие мягкие и теплые, какие были у моей бабушки - Дулахн. Не выпуская моих рук, неожиданно склонилась и, прикоснувшись своим лбом моего, начала читать молитву. Читала она долго, проникновенно, так приятно было ощущать ее, слышать ее завораживающий шепот. По телу бежали мурашки, на глаза наворачивались слезы. У меня возникло чувство, что она словно передает какую-то информацию мне или через меня...
Потом по очереди к бабушке-ламе подошли ребята из нашей группы: Наташа, Эренцен, Дима и Кема. Ребята сделали подношения деньгами. Каждому так же она прочитала молитвы. Я сфотографировала их, так хотелось запечатлеть этот момент и особенно бабушку-ламу. Ребят так "пробило", некоторые не сдерживали слез. Тепло и дружелюбно попрощавшись с бабушкой-ламой, мы покинули древний монастырь.
"Знаете, что читала бабушка?", - спросил Хонгор. Никто не ответил. Хонгор продолжил: "Она читала "Окон Тенгри", представляете? Это была не просто бабушка!". Всем показалось, что это была не просто бабушка-лама, возможно, это была Ботхисаттва, которая прочитала нам молитву самой почитаемой калмыками богини Окон-Тенгри. На лице старой женщины
отражался глубокий отпечаток мудрости, не зная нашего языка, она как будто знала нас издавна. Образ бабушки - ламы до сих пор не покидает меня, так живо он стоит передо мной.

Елена ОЛЬЗЕЕВА