ПРИМЕР НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА…

17-08-2020, 16:31 | Память

Имя этого человека было несправедливо забыто и вычеркнуто из истории Калмыцкой АССР. Лишь спустя много лет, в публикации историка Оглаева Юлия Очировича, его деятельности и поступкам была дана справедливая и объективная оценка. Ностаев Очир Мучаевич олицетворяет собой пример настоящего человека, патриота и государственника! До скорбной даты для всего калмыцкого народа, 28 декабря 1943 года, он занимал пост Председателя Верховного Совета КАССР РСФСР, это равносильно Председателю Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия. И в тот тяжелый период ответственности перед своим народом, перед республикой, он сделал свой выбор и выбрал свою судьбу.
Ностаев Очир Мучаевич родился в 1906 г. в бедной семье в хотоне Юста (по другим данным в хотоне Цаган-Аман) Бага-Цохуровского улуса Калмыцкой степи Астраханской губернии. Трудовую жизнь начал с 12 лет – батраком у улусных кулаков. После установления в Калмыкии советской власти, в 1922 г. поступил в Бага-Цохуровскую улусную школу, которая располагалась в селе Енотаевка (бывший уездный город Енотаевск Астраханской губернии). Весной 1926 года, проучившись 4 класса, ему пришлось оставить школу ввиду скоропостижной смерти отца. Осенью того же года по направлению Бага-Цохуровского улускома ВКП(б) поступил в Калмыцкую совпартшколу в Астрахани, которую не закончил по той же причине – тяжкого материального положения семьи и необходимости содержать младших братьев и сестер. В том же 1926 г. вступил в комсомол, в 1928 г. – кандидат в члены ВКП(б). В марте 1931 г. был принят в ВКП(б). В эти же годы начинается его активная общественно-политическая деятельность – в основном в приволжских улусах Калмыкии (замсекретаря Приволжского улускома комсомола, зампред райживотноводколхозсоюза, председатель Эрдниевского сельсовета, секретарь парторганизации этого же сельсовета, председатель колхоза им. Эльдеева, замзав УЗУ Приволжского улуса, инструктор улускома ВКП(б), председатель Кетченеровского улусного исполкома Советов). Многолетняя добросовестная и честная «низовая» работа Очира Ностаева была замечена, отмечена и явилась основанием для выдвижения его на высший советский пост республики – 4 мая 1940 г. он был избран председателем Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР, хотя сам он неоднократно высказывал желание «подучиться» хотя бы 1-2 года, т.к. явственно ощущал в себе недостаток систематического образования. Начавшаяся Великая Отечественная война исключила эту возможность.
С первых же дней Войны Очир Мучаевич активно включился в работу по обеспечению лозунга «Все для фронта! Все для Победы!», являясь инициатором и лидером многих патриотических начинаний тружеников Калмыкии. Этот процесс вместил в себя подготовку оборонительным боем на Дону и на Маныче, оборонительным боем наших войск на дальних подступах к Астрахани, сооружение переправ и перегона эвакуируемого скота республики и соседних регионов в западный Казахстан, строительство и защиту железной дороги Астрахань-Кизляр, контрнаступление 28 армии в ноябре 1942 – январе 1943 годов в совокупности с боевыми действиями частей 51 армии, общее контрнаступление наших войск и освобождение Калмыкии от фашистов в январе 1943 года, включая в этот период (июль 1942 г.- февраль 1943г.), работу тыла – в промышленности и сельском хозяйстве, в области образования и здравоохранения, науки и культуры, оборонных и строительных работ и всех других направлений борьбы за нашу победу.
Он приложил огромную работу по организации материальной и иной помощи в восстановлении освобожденных от оккупации районов самой Калмыкии и соседних с нею регионов, в частности героического Сталинграда, которого многие бывшие комсомольцы республики не без основания считали «своим» городом (в годы первых пятилеток многие из них участвовали в строительстве СТЗ, завода «Красный Октябрь» и некоторых других предприятий).
В этой вполне обычной биографии, типичной для всех калмыков того времени, есть один эпизод, который заслуживает особого внимания. Когда, проводивший вечером 27 декабря 1943 г. «совершенно секретное» совещание с высшим руководством Калмыцкой АССР генерал-лейтенант НКВД И.А.Серов, руководивший операцией по депортации калмыков в Сибирь, потребовал, чтобы О.М.Ностаев как высший советский руководитель республики расписался в документах о выселении (с Указом ознакомлен и пр.). Ностаев категорически отказался поставить свою подпись, несмотря на все уговоры и даже угрозы генерала и сопровождавших его лиц. Конечно же, Ностаев прекрасно отдавал себе отчет в том, что судьба республики и калмыцкого народа уже предрешена – независимо от того, подпишет он или не подпишет документ об ознакомлении. Не менее ясно представлял он и свою личную судьбу в связи с этим своим «актом неповиновения» – последствия для него лично и его семьи могли быть самыми горькими (они и оказались таковыми). И все же он решился на этот акт протеста, который оставался, пожалуй, единственно возможным в его тогдашнем положении. По крайней мере, никакого другого выхода он тогда не нашел. Он, скорее всего, думал о том, что «если я подпишу, что ознакомлен, согласен и прочее, то как я буду потом смотреть в глаза своему народу?! Ведь ему не объяснишь, что судьба его была уже решена, и, совершенно независимо от моей подписи, он был бы всё равно выслан. Но в его памяти навсегда осталась бы моя подпись, а на мне – его вечное проклятье!..» Скорее всего, так объяснял Очир Ностаев свой поступок своим родным и близким, на которых он навлёк тогда немало дополнительных бедствий. Но он не раскаялся в своем поступке!.. В этих мучительных размышлениях Очира Ностаева была наверно боль от несправедливости, отчаянье. Вместе с другими калмыками Ностаев был выслан 28 декабря 1943 года в Сибирь, жил и работал на лесоповале в Красноярском крае. Попав в немилость властям, Очир Мучаевич и в ссылке подвергался гонениям и неоднократным переселениям вместе с семьей (старая мать, молодая жена и пятеро малолетних детей) из одного района края в другой – вплоть до Крайнего Севера. В результате этих гонений он тяжело заболел и умер 27 августа 1948 г. Похоронен в пос. Миндерла Сухобузинского района Красноярского края. После XX съезда КПСС и восстановления автономии Калмыкии Ностаев Очир Мучаевич был полностью реабилитирован (посмертно), но своими согражданами, к сожалению, был забыт…

НАМРУ Манджиев