Поэзия – это свет души

21-08-2020, 15:03 | Культура

Уважаемая редакция!
Хочу поделиться своими мыслями по поводу опубликованной в вашей газете статьи писателя, публициста В. З. Церенова «Ключевая задача». В ней автор чётко обозначил актуальные проблемы духовной жизни современного калмыцкого общества и предложил пути их решения.
Василий Зулкаевич Церенов – активный поборник возрождения родного языка, восстановления национальной культуры. И в своей статье ему удалось выразить мысли многих калмыков, болеющих душой за плачевное состояние родного языка, национальной культуры в целом. Да, единственным критерием нравственного состояния калмыцкого общества сегодня является его интеллектуальное ядро. И он обращается именно к нему с призывом о консолидации. Каждый народ уникален тем, что может выражать свои мечты, говорить о своей истории на родном языке. Этим он интересен. Несмотря на суровые условия быта, частые войны и кочевой образ жизни, душа наших предков всегда была поэтична: только народ с такой лиричной светоносной душой мог создать гениальную национальную эпопею «Джангар», бессмертные песни, сказки, пословицы. Характер этноса проявляется в его поэзии, которая является ключом к пониманию красоты и мудрости его души. Ещё Николай Гоголь отметил: «Замечательный всякий случай рождает у калмыков песню». Александр Пушкин включил в повесть «Капитанская дочка» калмыцкую сказку об орле и вороне, вложив ее в уста Пугачева.
У калмыцкого народа очень глубокие религиозные корни; обычаи и традиции буддийской веры испокон века были основой его миропонимания. А ведь духом веры, сущностью молитвы является поэзия, этот священный огонь, без которого душа темна и пуста. Неслучайно выдающийся русский поэт и переводчик, Герой Калмыкии Семен Липкин отметил, что «даже при самодержавном неверии поэзия – подножие той горы, вершиной которой является молитва». Поэтому небо и землю соединяет Поэзия. Родное слово, которое мы получили в наследство от наших предков, – священный и бесценный дар, ибо в нем живет бессмертная душа наших дедов и бабушек, отцов и матерей.
Как-то Президент В. В. Путин на Госсовете в Астрахани заметил, что «мы живём в красивой многонациональной стране». Красота каждого народа – в его неповторимой культуре, искусстве и, конечно же, языке, ведь язык – душа народа. И если мы хотим оставаться красивыми и неповторимыми, государство российское должно поддерживать языки своих народов, как высшую и необходимую ценность. А сегодня и в быту, и в литературе калмыцкий язык не главенствует. Выросло поколение, не знающее родного языка, а ведь калмыцкий язык – один из красивейших, лексически богатых языков мира. Его угасание тревожит не только писателей и учёных, но и всё калмыцкое общество. Сегодня предпринимаются различные способы возрождения родного языка, но проблема его востребованности остаётся нерешённой.
Сокращено до минимума теле- и радиовещание на калмыцком языке, а ведь это важнейшие современные технологии пропаганды языка и культуры. Чингиз Айтматов сказал: «Каждый народ хочет быть не только сытым, но и вечным, а бессмертие народа – в его языке». Много ли найдётся в мире писателей, которые работают в языковом вакууме, когда вокруг почти не слышно родного слова? Тем не менее наши писатели создают свои произведения на родном языке.
Тема возрождения калмыцкого языка муссируется десятилетиями. Считаю, что необходимо создавать культурные оазисы, в которых престижно было бы говорить на родном языке. Несколько лет назад я был свидетелем одной сцены. Группа мальчишек стояла на остановке в ожидании автобуса. Подъехал старенький КАВЗ, курсировавший по 19-му маршруту. Мальчишки, у которых явно не было денег, стали просить: «Дяденька, можно доехать до восьмого микрорайона?». Водитель поставил условие: посадит в автобус тех, кто скажет по-калмыцки слово «хлеб». Из всей группы школьников только один правильно назвал это слово. И водитель разрешил ему бесплатно проехать в автобусе. Этот эпизод говорит о многом. Необходимо создавать определённые условия, без выполнения которых невозможна была бы деятельность большинства учреждений республики. Жить и работать в условиях двуязычия – вот чего нужно добиваться калмыкам.
Уверен, у калмыцкой литературы есть будущее. Ведь только художественная литература может сохранить опыт предыдущих поколений для будущих. А без знания прошлого стать образованным человеком, как известно, невозможно. Мы имеем представление об эпохе Чингисхана по литературному памятнику «Сокровенное сказание монголов», о XVI–XVII веках нашей истории – по произведениям Зая-Пандиты, Ратнабадры, Лувсанданзана, о XVIII–XIX веках – по рукописям Габан Шараба, Галдана. XX век уже запечатлён в книгах Антона Амур-Санана, Санджи Балыкова, Давида Кугультинова и других. Я уверен, что в этом XXI веке возьмут в руки перо наши потомки. В рыночных условиях коммерческая книга, к сожалению, порой имеет преимущества перед талантливой. Выживет ли в такой ситуации первостепенный автор – вопрос не его биографии, а существования самой калмыцкой культуры, сохранения менталитета в целом. Угасание национальной литературы в конечном счёте приведёт к тотальной ассимиляции и духовной деградации народа. Ведь литература – это средство сохранения, существования и развития языка.
Без творческой и общественной работы писателя сохранить и развивать язык невозможно, как сказал выдающийся калмыцкий поэт Давид Кугультинов: «Отвергнуть родной язык – все равно, что отказаться от своей матери». Родной язык – это мать, и писатель, как и его читатель, несёт ответственность перед ней. Отодвинув писателя в сторону, невозможно ответить на новые вызовы времени. Нам всем пора понять, что писатель – это государствообразующий индивид, который работает со Словом, шлифует его, придаёт ему живую силу огня, без которого душа человека мертва. А такая ущербная душа, как известно, «рождает чудовищ». Необходимо поддержать, сберечь этот огонь, который еще теплится в душах писателей. Необходимо сохранить мудрое Слово, переданное нам предками.
В октябре 2014 года я возвращался из Пятигорска после участия в торжествах, посвященных 200-летию М.Ю. Лермонтова и 130-летию К. Хетагурова. Водитель автобуса, молодой человек лет тридцати, разговорился со мной, чтобы ночью не уснуть за рулём. Я ему рассказал о том, что был на лермонтовском юбилее, на месте его гибели на дуэли. Он с недоверием спрашивает: «А что, он был убит на дуэли?» Отвечаю, что он, как и его кумир Пушкин, был убит на дуэли. «Как, – воскликнул водитель, – и Пушкина тоже убили?!». Поначалу я подумал, что он шутит, но потом, исподволь задавая вопросы, понял, что он, действительно, не знает обстоятельств гибели двух великих русских поэтов. И с горечью подумалось мне, что таких, как он, у нас сегодня немало… Об этом говорил и В. В. Путин на пленарном заседании Российского литературного собрания: «Главная и, уверен, общая тревога – это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно среди молодежи. Мы все чаще сталкиваемся и с безграмотностью, и с примитивизмом. Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать даже свои мысли»…
В наши дни современных поэтов, а заодно и всю национальную поэзию стало модно ругать за утрату общественного звучания и серьезного влияния на общество. Справедливо ли это? Поэзия – это свет души, составная часть духовности и нравственности, а у нас сейчас, к сожалению, поэты обделены вниманием общества, нет той благодатной почвы, на которой мог бы расти и развиваться поэтический талант. По этому поводу Давид Кугультинов писал, что «лебедь не поплывет там, где нет воды, журавль не поднимется в синь небес, если ему подрежут крылья, замолкнет соловей, если его лишат голоса». Об этом нужно говорить, бить в набат: еще немного, и у нас не будет национальных писателей. Создается впечатление, что наши отцы-руководители забыли о книге, о роли литературы в жизни человека. И, действительно, государство устранилось от проблем литературы, в частности, отдав полностью эту важнейшую идеологическую отрасль на откуп рынку. Что мы имеем вследствие этого, известно: отсутствие государственной политики в области книгоиздания, развал системы книготорговли, засилье низкопробного чтива, не одно десятилетие уродующего читательский вкус. «Сердца, да это же высоты, которых отдавать нельзя!» – писал поэт Василий Фёдоров. А мы отдали сердца не одного поколения наших детей грязным дельцам, представляющим так называемый рынок. Государственная политика в области литературы необходима. Без господдержки мы лишимся наших последних талантливых поэтов. Необходимо издавать книги современных писателей и сделать их доступными для читателей. Не надо в этом общенациональном деле искать сиюминутную материальную выгоду. Важно всем нам понять главную истину: без книги невозможно воспитать в человеке чувство любви, уважения к Родине, истории, культуре. Пока же, к сожалению, очень многие сегодня отлучены от поэзии, а без нее общество неуклонно деградирует. И здесь уместно говорить о девальвации культуры в целом, а потому и многих морально-нравственных ценностей.
В конце 70-х годов прошлого века народный поэт Калмыкии, один из основоположников современной калмыцкой литературы Санджи Каляевич Каляев лежал в больнице в одной палате с важным партийным чиновником. Каждое утро Каляев работал над своей рукописью. Однажды этот чиновник спрашивает:
– Санджи Каляевич, над чем вы работаете?
– Пишу стихи на родном языке.
– Зачем? Ведь ваш калмыцкий язык исчезает, он скоро умрет, – сказал раздраженно его сопалатник.
Каляев посмотрел на него и задал вопрос:
– Скажи, вот ты здесь в больнице зачем?
– Как зачем? Лечусь.
– Вот. Ты ведь все равно умрешь, но хочешь продлить свою жизнь. Вот и я хочу, чтобы мой язык жил, пока я живу, пока жив будет хоть один калмык, знающий родной язык.
Так и мы, современные калмыцкие писатели, по завету нашего национального классика, жизнью своей, творчеством делаем все, чтобы жил наш родной язык вопреки всем объективным и субъективным обстоятельствам.
Василий Церенов прав: «выигрывает тот, кто ищет возможности, а не кивает на трудности». Нам всем надо отбросить пустые разговоры и начать реальную борьбу за наш язык и родную культуру. В этой связи внушает надежду недавняя встреча Главы Калмыкии Бату Хасикова с главным редактором газеты «Хальмг үнн» Евгением Бембеевым и руководителем Центра калмыцкого языка Геннадием Корнеевым, на которой были обсуждены конкретные меры поддержки в изучении и пропаганде калмыцкого языка.

Эрдни ЭЛЬДЫШЕВ