Ко всему относиться с мудростью...

16-09-2020, 14:49 | Духовность

Тибетский буддизм, последователями которого являются монгольские народы, в том числе и калмыки, состоит из четырех школ. Это Гелуг, Нингма, Кагью, Сакья, которые имеют некоторые отличия друг от друга – в ритуалах, воззрениях, некоторых аспектах, но суть у всех одна, учение Будды. Исторически ойраты до принятия школы Гелуг были последователями учений школы Кагью. Следуя традиции, в современной Калмыкии представлены все школы: Гелуг, Нингма, Кагью и Сакья. Последователи традиции Нингма имеют четыре хурула в республике. Один находится в г.Элисте, два – в с.Троицкое, один – в п.Ики-Бурул и несколько Дхарма-центров. Отношение с Центральным хурулом, как и другими общинами, дружеские и гармоничные. В столице Калмыкии в 7 микрорайоне действует хурул общины Миндроллинг, настоятелем которого является Дудул-Дордже (Денис лама), он русский по национальности. Среди священнослужителей есть Гьюрме Самтен (Николай лама). Он уроженец Калуги, о том, как русский человек пришел в буддизм и оказался в Калмыкии, Николай лама рассказал в своем интервью.

– Расскажите немного о себе.
– Родом я из Калуги, с подросткового возраста стал интересоваться философией: сначала западной, а потом индийской и китайской. В 1990 году, когда мне было 13 лет, стал практиковать медитацию и в 1994 году принял Прибежище, от ламы Оле Нидала. Впоследствии получал учения от учителей различных традиций: от Намкая Норбу ринпоче, Гантена ринпоче, Карма Пунцога ринпоче и других. Я выбрал школу Нингма – это самая старая школа тибетского буддизма. Прежде чем стать ламой, был манджиком (калм. послушником). Поначалу многие в Калмыкии удивлялись, увидев русского человека в буддийском одеянии, потом я стал практиковать Учение и сменил образ жизни.
Мои родные приняли мое желание стать последователем буддизма, сейчас мы живем в глобальном мире, и я считаю, что каждый сам вправе выбирать религию. В России большинство населения – православные христиане, но, помимо буддийских республик, также есть последователи буддизма и в других регионах нашей страны. Буддийские общины встречаются в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на Дону, Краснодаре, Нижнем Новгороде и во многих других городах.
– Где вы учились?
– Мой Духовный Путь происходит под неукоснительным вниманием моего Коренного Учителя из Непала – ламы Карма Пунцога ринпоче, который посещает Россию каждый год. В момент особых ритуалов Учителем было мне даровано духовное имя Гьюрме Самтен, что означает: «неизменная медитация». Также я получил от него благословение вести индивидуальный приём, проводить ритуалы и молебны.
Саморазвитие занимает немалую часть моего постижения знаний. Я занимаюсь практикой медитации, читаю в оригинале и перевожу с тибетского языка старинные тексты, излагающие Учение Будды, также изучаю буддийскую литературу на русском и английском языках. Получать духовное развитие не так трудно, если последовательно выполнять все рекомендации Учителя. Когда есть желание, намерение, когда чувствуешь, что это твой путь, тогда можно многого добиться. Постепенно видишь успехи в учебе, появляется желание совершенствовать свои знания и навыки.
Я проходил стажировку в Непале, где в числе четырёхсот пятидесяти лам и монахов изучал тайные учения тибетского буддизма под руководством Кхенпо Намдрола ринпоче. Буддийское учение в Непале сейчас развивается, и даже у иностранных граждан есть возможность получать знания под руководством опытных наставников. Молитвы, как и многие, я читаю на тибетском, так как тексты на этом языке были благословлены великими учителями прошлого.
– На ваш взгляд, в чём особенность буддизма в Калмыкии?
– Я был только в Непале. К сожалению, зная трагическую историю вашего народа в недавнем прошлом, стоит отметить, что были уничтожены не только храмы. Были варварски разрушены многовековые традиции. Сейчас радует то, что буддизм в Калмыкии с каждым годом развивается с большей силой: приезжают великие Учителя, открываются новые хурулы и Дхарма-центры, передаются учения и совершаются благие ритуалы. Однако Калмыкия представлена и своими глубокими духовными корнями, например, Көгшн багш (аава), настоятель Зюнгарского хурула Икицохуровского улуса, сидя в затворах, явил нетленное тело.
– Буддизм сильно изменил вашу жизнь?
– Да, философия буддизма во многом изменила моё мышление и взгляды на мир. Буддизм он для того и нужен, чтобы менять человека в лучшую сторону.
– Вы едите мясо?
– Решение отказаться от употребления мяса впервые пришло ко мне в 15 лет. Стараюсь быть вегетарианцем, так как буддисту не желательно есть мясо.
– Когда вы приехали в Калмыкию, нравится вам здесь?
– Я приехал в Калмыкию в 2012 году, когда узнал, что здесь есть храм традиции Нингма, мне здесь очень понравилось. Я решил остаться здесь жить, у меня было чувство, будто я вернулся домой. Не исключаю, что в одной из своих прошлых жизней мог быть калмыком. Помимо Элисты, я побывал во многих районах: Черноземельском, Юстинском, Приютненском, Яшкульском и других, где меня покорила доброта и радушие местных жителей. Мне нравятся люди в Калмыкии.
– Вы, наверное, заметили, что в Калмыкии остро стоит вопрос сохранения родного языка, и многие неравнодушные люди возлагают свои надежды на его возрождение в связи с буддизмом. Ваш взгляд на эту проблему?
– Я очень рад, что молодёжь постепенно начинает изучать калмыцкий язык. Считаю, что сохранение калмыцкого языка зависит как от государственных социальных программ, образования, так и от каждого жителя республики. Приятно слышать, когда люди говорят на родном языке дома, с друзьями, близкими, на улице. Духовенство тоже может подключиться к этому вопросу, хороший пример – курсы калмыцкого языка при Центральном хуруле. В будущем я хотел бы освоить калмыцкий язык.
– На ваш взгляд, читая молитвы на калмыцком, можно ли улучшить ситуацию?
– Да, можно. Когда произносишь молитвы, надо знать смысл того, о чём читаешь. Мне для этого пришлось выучить тибетский.
– Велика ли в Калмыкии община вашего направления?
– Самая большая община – это, конечно же, Гелуг, которая представлена Центральным хурулом и многими другими хурулами в республике. Однако община школы Нингма тоже увеличивается с каждым годом.
– Что бы вы посоветовали молодежи, которая ищет свой духовный путь?
– Самое главное – это найти своего Коренного Учителя, следовать его наставлениям, также важна мотивация, с какими намерениями вы делаете любое действие. Буддизм – это, в первую очередь, саморазвитие и медитация, а также зарождение в своём сознании Бодхичитты – стремления достичь Просветления во благо всех существ. Ядро любой религии – стать лучше и помогать другим. Меняясь сами, вы меняете окружение, и мир делается лучше.
Расскажу один пример: в прошлом году ко мне пришел молодой человек и сказал, что хочет поехать в Индию, но для этого его родителям придётся залезть в долги. Я дал ему совет, что поездка по святым местам – это хорошо, но, если ради этого надо брать деньги в долг, тогда стоит обратить внимание на изучение теоретических основ и буддийской практики, совершать благие дела, чтобы накопить заслуги. Также я посоветовал молодому человеку совершать больше благих поступков, стараться меньше делать зла, работать над собой, и тогда препятствия будут уходить и появятся новые возможности. Через несколько месяцев этот молодой человек сказал, что поездку в Индию отменил, но сбылась его другая давняя мечта, которую он уже не надеялся осуществить.
Буддизм – это практика преобразования своего ума, медитация, именно этот аспект Буддийского учения сейчас распространяется на Западе. И это то, чему изначально учил Будда. Если люди будут стремиться к Просветлению, их жизнь будет меняться в лучшую сторону, также чрезвычайно важно изучение буддийского воззрения, нравственное поведение.
– Можно ли, оставаясь мирянином, достичь больших духовных успехов, не становясь монахом?
– В тибетском буддизме есть три пути, по которым может идти человек:
первый – путь монаха, который держит 250 обетов гелонга, или неполный свод обетов гецула. Такой человек живет в монастыре, где изучает и практикует Дхарму – Учение Будды. Яркие примеры достижения на этом пути – лама Цзонхава (калм. Зунква Гегән), Зая-Пандита (создатель ойратской письменности Тодо бичиг) и другие.
Второй – путь тантрика (нгакпа), в этом случае человек может иметь семью и детей, но также посвящает себя духовной практике, следует наставлениям своего Коренного Учителя, с великим усердием практикует, периодически уходит в молитвенные уединения. Путь тантрика считается более сложным, так как у монаха, живущего в монастыре, отвлечений меньше, чем у человека, сочетающего духовную практику с жизнью в миру. Был великий тибетский учитель Марпа (ХI век), у него была семья, но он при этом достиг выдающихся духовных высот. В XX веке жил великий учитель школы Нигма, Дуджом ринпоче, имея семью, он также достиг высокой реализации на Духовном Пути. Таким образом, если человек посвящает себя духовной практике, тогда можно достичь больших успехов и в монастыре и вне его стен. Главное – желание неустанно двигаться по Духовному Пути.
Третий – путь отшельника (гомчена), в этом случае человек живет в уединении, например, в пещере, читает молитвы и последовательно выполняет методы Буддийского Учения. Этот путь считается наиболее быстрым для достижения Просветления. Примером такого подхода является великий тибетский йог Миларепа.
– В калмыцком обществе есть такое выражение «медлгч» (знающий) и кү хәләдг (смотрящий людей), они были и до революции, и в сибирской ссылке, добрая память о них жива в народе. Есть они и сейчас, как вы считаете, можно к ним обращаться?
– Древние традиции крайне важны для сохранения целостности и единства народа. Если целитель приносит мир и добро, здоровье и процветание, если он, действительно, помогает: воздействует травами, лечит ушибы, читает молитвы, это прекрасно. Но, к сожалению, в наше время можно встретить много мошенников, спекулирующих на горе человека, поэтому необходимо быть бдительными.
– Может ли обычная калмыцкая семья внести вклад в возрождение буддизма в Калмыкии?
– Надо отдать должное вашему старшему поколению, которое, порой ценой жизни, сумело сохранить многие реликвии, тексты, тханки, обряды и традиции. Смогли наизусть заучить, записать и через поколения передать своим детям и внукам. Когда духовная элита была уничтожена в советское время, люди старшего поколения в непростые годы сохранили, что смогли. В настоящее время существует возможность изучать Учение Будды во всей его полноте и целостности, ведь Учение Будды – это огромный пласт знаний о мире и человеке, поистине неисчерпаемое многообразие методов саморазвития, самосовершенствования, многие из которых современная наука только начинает открывать. Эти знания сохранились в Индии, Тибете, в Непале. Сейчас уже нет старых калмыцких лам, живших в XIX и XX веках. Но не стоит забывать, что они также учились в Тибете, в их числе Геше Вангьял (Бота Лиджиев). Они учились у тех же учителей, от которых получили передачу Учения Будды и современные тибетцы.
– Сейчас у многих паника и депрессия из-за пандемии коронавируса, что бы вы посоветовали им?
– Верить в три драгоценности, читать молитвы и мантры, рекомендованные Далай-ламой XIV, в том числе мантры Будды Медицины, Тары, Ваджрасаттвы. Также хорошо читать молитвы и мантры Гуру Падмасамбхавы. Помимо этого, необходимо соблюдать рекомендации врачей: носить маски, мыть руки, соблюдать дистанцию. Важно также помнить, что всё – не постоянно, и даже неблагоприятные ситуации, если к ним относиться с мудростью, могут обратить наш ум к Учению Будды и стать помощниками на нашем пути.
– Каковы у вас планы на будущее?
– Жить в Калмыкии, по мере сил помогать людям и вносить свой вклад в возрождение буддизма в Калмыкии.

Савр БУДЖАЛОВ