Сохраним родной язык

09-10-2020, 16:16 | Общество

Общеизвестно, что в республике доминирует русский язык, который обслуживает все сферы жизнедеятельности. Функции второго государственного языка, калмыцкого, - незначительны. Коммуникативная сила калмыцкого языка постепенно снижается. В нашем исследовании рассмотрено снижение значимости языкового компонента в определении калмыцкой идентичности на материале опроса 2020 года.
В ходе массового анкетирования в 2017 году опрошено 700 человек, жителей республики, из них 50,7 % - мужчины, 49,3 % - женщины. 30,1 % респондентов проживают в сельских населенных пунктах, 26,5 % - в районных центрах, 43,4 % - в г. Элисте. Калмыки-респонденты cоставляют 73,0 %, русские-респонденты — 18,4 %, оставшиеся 8,6 % представляют другие этнические группы.
Калмыцкий научный центр РАН совместно с Национальным фондом развития и поддержки культуры и науки «Наследие Бумбы» провели летом 2020 года онлайн-опрос с целью изучения современных проблем сохранения калмыцкой культуры. Опрошено 1124 человека. Из них мужчин — 34,4 %, женщин — 65,6 %. Подавляющее большинство опрошенных — калмыки (96,4 %).
В рассматриваемых анкетных опросах с помощью закрытого вопроса «Имеет ли для вас значение ваша этническая принадлежность?» мы определяли интенсивность и изменчивость этого вида идентичности. Анализ проведенных исследований показал, что этот вид идентичности весьма трансформировался. Так, в 2017 году для 29 % респондентов-калмыков этническая принадлежность не имела никакого значения, а через три года только 7 % опрошенных признались в этом. Как видим, доля индифферентных к этнической принадлежности сократилась в четыре раза, т. е. наше исследование улавливает актуализированность этничности (национальной принадлежности).
В первом анкетировании для трети опрошенных калмыков (34,2 %) этничность была субъективно значимой (актуализированной). Во втором опросе доля таковых значительно возросла, 53,6 % респондентов заявили, что этническая принадлежность имеет для них большое значение.Несколько увеличилась доля и тех, для кого этническая принадлежность имеет некоторое значение от 25 % до 28,8 %. Рассмотренные изменения демонстрируют, что этническая принадлежность актуализируется, становясь важной составляющей личности.
Анализ культурных показателей, поддерживающих этническую идентичность и этнокультурные границы в пределах социального пространства республики, позволил оценить влияние культурных факторов на идентификационные процессы. Категория «культура, обычаи, обряды» занимает ведущее место в процессах формирования этнической идентичности и этнического самосознания у калмыков (в 2017 г. — 71,2 %, в 2020 г. — 53,4 %). Более половины опрошенных (53,4 %) в качестве этнического интегратора указывают родную землю, общую территорию. 46 % респондентов отмечают, что их сближает религия, для калмыков это буддийское вероисповедание. Снижение значимости, сферы употребления родного языка в советский период рождало у титульного этноса чувство обеспокоенности, тревоги. Поэтому с начала 1990-х годов роль языка, как этноинтегрирующего символа, стала повышаться. Результаты нашего опроса показывают, что «язык» и «культура» являются одними из основных индикаторов этногрупповой отличительности калмыков.
Анкетный опрос, проведенный в 2020 году позволил рассмотреть состояние калмыцкого языка в республике. Следует отметить, что объем социальных функций, выполняемых калмыцким языком, продолжает оставаться незначительным. В настоящее время два языка, имеющие одинаковый юридический статус — русский и калмыцкий языки, отличаются функциональными возможностями, которые значительно ниже и не развиваются в калмыцком языке. Авторы энциклопедии «Письменные языки мира» видят прямую зависимость между количеством социальных функций языка и его жизнестойкостью, которая измеряется объемом его основной роли, применением в наиболее важных сферах жизни общества: образовании, науке, массовой коммуникации, суде, производстве, административной деятельности, промышленности, социально-политической сфере, религии.
Из трех основных сфер использования калмыцкого литературного языка, регламентируемых государством и поддающихся законодательному регулированию (система образования, духовная культура, СМИ), только в одной, системе образования, поступательно ведется работа по реализации закона «О языках народов Республики Калмыкия».
Закрытый вопрос «В какой мере вы владеете калмыцким языком?» позволил выявить различные уровни языковой компетентности. Так, только каждый десятый опрошенный свободно разговаривает, читает и пишет, думает на родном языке. Пятая часть нашей выборки неплохо разговаривает, часто думает на родном языке, относительно хорошо читает и пишет. 2,0 % респондентов признались, что разговаривают и думают на родном языке, но не умеют читать и писать. Как видим из самооценок участников онлайн-опроса, почти треть опрошенных (32 %) в достаточно высокой степени владеют калмыцким языком. Однако результаты большей части опрошенных (67 %) свидетельствуют о низком уровне либо об отсутствии языковой компетентности. Из них четверть опрошенных (25,3 %) понимает, но говорит с трудом, пятая часть (21,2 %) плохо понимает и говорит с трудом. 8,0 % респондентов понимают, но не говорят. 13,2 % признались, что не владеют калмыцким языком. Таким образом, при возрастании потребности в этнической принадлежности роль языкового фактора не является определяющей.
Следующий закрытый вопрос «Если вы не знаете или плохо знаете калмыцкий язык, то огорчает ли это вас?» позволил выявить эмоциональную сторону низкого уровня владения калмыцким языком. 6,4 % респондентов совсем не знают калмыцкий язык. Большая часть среди опрошенных (66,7 %) испытывают огорчение, что плохо говорят на родном языке, 12,5 % огорчается в зависимости от ситуации. Только 3 % респондентов не подвержены этим чувствам. У 15,4 % опрошенных, знающих родной язык, чувство огорчения не возникает. Как видим, психологический фактор (огорчение, другие подобные эмоции) присутствует, когда потенциальный носитель калмыцкого языка его не знает.
Среди причин отсутствия общения на калмыцком языке указаны: окружающие не знают и не говорят на калмыцком языке (мнение 53,4 %), мало знают (несколько фраз) по-калмыцки (34,6 %), испытывают стеснение при использовании родного языка (произношение, отсутствие знания языка) (13,0 %). Не испытывают никаких проблем 13,6 % респондентов, они свободно общаются с окружающими на родном языке. Отсутствие необходимости в изучении калмыцкого языка также объясняется тем, что социальный статус, карьера личности, взаимоотношения не зависят от степени владения калмыцким языком.
Анкетный опрос позволил определить удовлетворенность населения республики теми мерами, которые предпринимаются в регионе для развития калмыцкого языка. Только 5 % респондентов полностью удовлетворены этими мерами. Каждый десятый (9,9 %) удовлетворен наполовину предпринимаемыми мерами по сохранению титульного языка. Большая часть опрошенных (54 %) в разной степени недовольны реализацией программ по улучшению языковой ситуации в РК. Из них не удовлетворена почти треть (34,2 %), совершенно не удовлетворена пятая часть опрошенных (19,9 %). Ничего не знают об этом 13,3 %, т. е. эта группа совсем далека от проблем, связанных с языковой ассимиляцией современных калмыков.
Нашим респондентам нравится в преподавании калмыцкого языка в образовательном учреждении, в первую очередь, профессионализм, энтузиазм учителей-калмыковедов (мнение 42,4 % респондентов), наличие языковой среды на учебных занятиях (21,8 %), внеклассная работа (обучение игре на домбре, калмыцким танцам, калмыцким песням, шахматам и т.п.) (21,8 %).
Более половины опрошенных (53,2 %) желают посещать курсы, где обучают калмыцкому языку. Поэтому необходимо продумать, каким образом организовывать подобные занятия на всей территории республики, используя имеющийся замечательный опыт проведения курсов обучения калмыцкому языку, которые несколько лет проводятся в хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни». У трети респондентов (32,6 %) иногда появляется мотивация изучать родной язык на курсах. Об отсутствии такого желания заявили 14,2 % респондентов.
Еще один вопрос «В вашем окружении есть знатоки калмыцкого языка и фольклора?» позволил опосредованным образом обрисовать языковую ситуацию в республике. Только 17,1 % опрошенных заметили, что их окружают знатоки родного языка, калмыцкого фольклора. Большая часть анкетируемых указала, что таковых – единицы. Оставшаяся часть отрицает наличие таких личностей в своем окружении. Считаем, когда остаются единицы людей, знающих этнический язык, богатейшее устное народное творчество, то тогда язык находится в сложнейшем положении, которое невозможно изменить за короткий период. Потребуются годы усиленной работы всех потенциальных носителей калмыцкого языка.
Отечественные социологи в результате продолжительных исследований определили, что у титульных групп республик актуализация этнической идентичности связана с такими этнокультурными интересами, как «национальное возрождение», поддержка культуры, языка и религии, а также с «защитой чести и достоинства своего народа» и опытом ущемления из-за национальности. В Калмыкии у титульного населения есть понимание важности сохранения этнической самобытности, культурного наследия. Есть энтузиасты, сподвижники, которые реальными культурными практиками сохраняют язык, своеобразие калмыцкого этноса. Для дальнейших исследований идентификационных процессов в регионе необходим глубокий анализ особенностей идентичности, ценностных ориентаций, что позволит определить готовность социума участвовать в деятельности, направленной на сохранение этничности, культурного наследия, эффективного развития региона, страны в целом.

Людмила НАМРУЕВА,
ведущий научный сотрудник КалмНЦ РАН