Он всегда думал о людях

13-11-2020, 15:56 | Память

О знаменитом мастере-прикладнике Григории Савельевиче Васькине (1925-2009) я опубликовал в нашей газете очерк к 155-летию Элисты, назывался он «По велению души». Сегодня хочу поделиться записями его воспоминаний о Басане Бадьминовиче Городовикове, так как Васькин с 1965-го по 1973-й год работал его помощником.
Признаться, мы много говорили с Григорием Савельевичем по этому поводу. По его словам, все важнейшие народно-хозяйственные объекты в Калмыкии были возведены с помощью Басана Бадьминовича Городовикова. Взять, например, открытие железной дороги Дивное – Элиста в 1969 году. Добиться его строительства было нелегким делом. Министерство путей сообщения считало, что отсутствует экономическая целесообразность данного проекта. И тогда Басан Бадьминович дал соответствующие указания службам – собрать данные о том, сколько тонн грузов ежедневно доставляется в Калмыкию посредством автотранспорта. Были также подготовлены отчеты об объеме внутренних грузоперевозок. Из полученных сведений составили технико-экономическое обоснование проекта.
Далее Григорий Савельевич рассказывал:
- Собрав необходимые данные, вылетели с генералом в Москву. Прибыв с столицу, отправились в Совет Министров РСФСР, где одним из руководителей министерства работал сослуживец Басана Бадьминовича. Но пришли рано. Приемная была закрыта. И тогда генерал попросил дежурного офицера открыть приемную, чтобы я там дождался хозяина кабинета. Через час пришел начальник. Он мне сказал, что Басан Бадьминович уже звонил ему и попросил у меня документы на подпись. Далее проволочек со строительством железной дороги не было.
В Элисте осенью 1970 года был построен аэропорт. Чтобы его построить, в 1968-1969 годы первый секретарь Калмыцкого обкома КПСС побывал во многих кабинетах больших начальников, но везде слышал один и тот же ответ: «Нет денег!»
И тогда, по воспоминаниям Васькина, генерал крепко задумался. И итоге решил обратиться за помощью в Министерство обороны СССР. Позвонил своему боевому товарищу, генералу армии, дважды Герою Советского Союза, командующему Северо-Кавказским военным округом Исе Александровичу Плиеву. Тот посоветовал другу обратиться к командующему стратегическими войсками Вооруженных Сил СССР маршалу Крылову, находившемуся с инспекторской проверкой в Ростове-на-Дону. Басан Бадьминович так и сделал: пригласил Крылова прилететь в Калмыкию для проведения важного разговора.
На следующий день, в 10 часов утра, самолет маршала приземлился недалеко от Элисты. Городовиков встретил высокого гостя, и они вместе вылетели на его самолете, чтобы осмотреть местность.
Уже в воздухе Городовиков принялся горячо доказывать Крылову, что строительство аэропорта стратегического назначения необходимо с точки зрения повышения обороноспособности страны. Рельеф местности идеален, кроме того, Калмыкия отсутствует в списках потенциальных объектов на поражение НАТО.
Крылову обоснование Городовикова понравилось, и он сказал:
- Напиши письмо командующему СКВО Плиеву, чтобы он подготовил ходатайство в Министерство обороны с обоснованием строительства аэропорта, а я на Военном совете поддержу это предложение.
В итоге аэропорт в Элисте был построен.
Вместе с тем, как поведал мне Григорий Васькин, не всё и не всегда шло так гладко. В связи с этим вспоминается мне его рассказ о том, как однажды Басан Бадьминович побывал в гостях в Москве у генерала Богомольцева, где Городовикова восхитил изящный кухонный гарнитур. Он пришел в гостиницу, вызвал Васькина и распорядился, чтобы помощник утром съездил к Богомольцеву и сделал копии чертежей с того самого гарнитура. «Надо, чтобы и Калмыцкая мебельная фабрика могла выпускать для нашего населения такие гарнитуры», – объяснил свое решение Басан Бадьминович.
Копии чертежей Васькин-то снял, но, увы, вскоре стало известно, что Калмыцкая мебельная фабрика из-за недостаточной оснащенности и нехватки специалистов оказалась не в состоянии выпускать подобную мебель.
Не мог я не спросить у Васькина о том, как Городовикову удавалось подключать Минобороны СССР к проведению чрезвычайно тяжелых зимовок в Калмыкии. А дело было так. Во время работы XIII съезда КПСС калмыцкая делегация располагалась в гостинице «Минск». После второго дня работы форума Городовиков поручил Васькину обратиться к дирекции ресторана гостиницы организовать ужин на 14 персон. «Передайте, чтобы все было на высшем уровне. Придут маршалы и генералы», – добавил Басан Бадьминович.
Когда помощник пришел в ресторан, он был несказанно удивлен тем, что директором ресторана оказался никто иной, как Оганес Аракелян, бывший директор Элистинского горпищеторга. Он заверил: «Для Басана Бадьминовича приготовим не только наши фирменные блюда, но и махан-шелтягян, бериги, хурсн махан, джомбу и борцоки!»
На банкете Басан Бадьминович произнес тост за здравие присутствующих, затем обрисовал тяжелую ситуацию в сельском хозяйстве, нехватку кормов, отсутствие подъездных путей к чабанским стоянкам.
Первым откликнулся Плиев: «Нашему боевому другу Басану надо помочь. Я сделаю для него все, что в моих силах!».
Командующий Ленинградским военным округом генерал Казаченко сказал, что во время уборочной страды направит в Калмыкию автомобильный батальон.
Поддержали и пообещали со своей стороны и другие военачальники. И они сдержали свои обещания. Помощь военных была существенной, и ее трудно переоценить.
Не забуду еще один случай из рассказа Васькина, касавшийся того, как генерал готовился к поездкам к чабанам и гуртоправам. Однажды машина генерала по раскисшей дороге добиралась на отдаленную чабанскую точку, но застряла. Городовиков прямо в машине переобулся в резиновые сапоги и пошел на животноводческую стоянку. Его свите пришлось в туфлях по непролазной грязи следовать за шефом.
Басан Бадьминович всегда заносил в блокнот свои посещения хозяйств, фамилии, имена и отчества чабанов, их членов семьи и помощников. Записывал, какие они испытывают проблемы. Затем во время повторного визита здоровался, называя по имени и отчеству чабанов, интересовался, решены ли проблемы, вскрытые в предыдущий приезд. И горе было руководителю, не устранившему недостатки.
Во время одной из встреч с Васькиным я спросил у него:
- Григорий Савельевич, какую бы черту характера Городовикова вы могли бы выделить в первую очередь?
- Он всегда думал о людях. Помнится, на том же XIII партсъезде члены калмыцкой делегации звеньевая полеводческой бригады из Целинного района Мария Бардакова и учительница из Приозерного района попросили через меня разрешения пропустить очередное заседание, чтобы сделать покупки родным.
Я передал просьбу Басану Бадьминовичу. Он подумал и сказал: «Ну, хорошо, отвези их в спецмагазин». А купили они там далеко не дефицитные вещи: ботинки обувной фабрики «Скороход», по десять метров ситца, еще что-то, – рассказывал Васькин. – Вечером помощник пошел докладывать шефу об итогах поездки в магазин. Басан Бадьминович хохотал до слез. «Что, что они там накупили? – спрашивал он сквозь приступ смеха. – Расскажи-ка еще раз!», – смеялся он.
На том же съезде генерал как-то пригласил Васькина в свой номер. Там находилась также супруга Городовикова Нона Горяевна. Басан Бадьминович открыл шкаф, достал оттуда белоснежную рубашку и спросил: «Как тебе моя сорочка?» Помощник ответил, что рубашка хорошая, новая.
«Вот видишь, – с радостью отозвался первый секретарь, – а ведь она далеко не новая. Просто мне ее так хорошо на одном из московских комбинатов освежили. Надо, чтобы и жители Калмыкии имели возможность так чистить и обновлять одежду», – заключил он.
Вскоре по инициативе Городовикова в г. Элисте была открыта фабрика химчистки.
Или еще случай. Однажды Васькин, будучи в командировке в Новосибирске, зашел в пельменную. Пельмени были просто восхитительные. По приезде рассказал шефу об этом.
Через несколько дней генерал приглашает Васькина к себе, у него уже находился министр торговли КАССР Эняев. Генерал попросил рассказать Васькина про сибирские пельмени. Затем Городовиков обратился к Эняеву: «Надо и в Элисте построить кафе, где горожане и гости Элисты могли бы отведать блюда калмыцкой кухни».
Вскоре в Элите было построено кафе «Спутник», действующее по сей день.
И таких примеров, свидетельствующих о том, что сердце Басана Бадьминовича было постоянно наполнено любовью к людям, можно привести великое множество.

Василий ШАКУЕВ

Он всегда думал о людях
Он всегда думал о людях