СОКОЛИНАЯ ОХОТА У КАЛМЫКОВ

18-11-2020, 15:10 | Культура

Наша современная жизнь настолько проникнута продуктами мировой глобальной культуры, что мы даже и не заметили, как утратили все свои неповторимые и самобытные особенности. Эти культурные потери начинаются с обычных бытовых привычек до утраты национальной письменности и языка. За долгие годы советской власти выросли целые поколения людей, потерявшие связь со своей традиционной культурой, и поэтому мы постараемся в наших публикациях осветить некоторые аспекты и особенности традиционного быта нашего народа.
Калмыцкая охота является одной из интересных и в то же время малоизвестных сторон нашей культуры. В стародавние времена в охоте с особым азартом принимали участие все мужчины – от мальчиков до седовласых стариков, немало видевших на своем пути воинов. Вот что пишет об этом немецкий исследователь, собиратель фольклора конца XVIII – начала XIX веков Бенджамин Бергман: «Соколиная охота в давние времена у калмыков была самой обычной, а теперь только среди знатных торгутов (так называли одно время всех поволжских калмыков), и то редко. Соколы, ястребы и особенно орлы, которых по-русски называют беркутами, по-латински falco fulvus, по-французски Jean le blanc, ловят ещё маленькими и дрессируют для такой охоты. Эта птица не относится к самым большим представителям своего рода, бывает или черной, или белой.
В соседних горах Кавказа, где гнезда беркутов встречаются часто, весной маленьких птенцов воруют из гнезд или ловят сетями. Дикость этих птенцов укрощают 14-18 дней, в это время им ничего не дают ни есть, ни пить, потом им бросают отдельные кусочки мяса, привязывают к ноге веревку и при определенных звуках заставляют нападать на мясо. Птица с каждым днем становится послушней. Затем чучело зверя передвигают по земле, чтобы беркут привыкал к ловле. Так повторяют несколько раз, и когда беркут достаточно привыкает к хозяину, чтобы предпочесть неволю свободе, веревка отвязывается, и хозяин выезжает с ним на серьезную охоту. Он садится на коня, выдрессированного для такой цели, берет птицу перчаткой с очень толстой подкладкой и кладет руку на деревянную возвышенность над седлом. Первый выезд является проверкой, достаточно ли научился беркут своему ремеслу. Если выдержит он это испытание, то его возьмут не только на птиц, но и на четвероногих и даже на больших хищных зверей. По сигналу своего господина эта птица улетает, выискивает противника и стремительно бросается, впиваясь в зверя когтями между головой и телом. Величина когтей связана с силой птицы, препятствует бегу испуганного животного, дает охотнику время поспешить и ударом ножа закончить борьбу. Если зверь вырвется из когтей птицы, и хозяин считает нужным отозвать своего крылатого раба, то беркут повинуется голосу своего господина, но злобу на неудавшуюся попытку выражает угрюмо и отказом от протянутой пищи. Зайцы, дикие свиньи и лисы для беркута – чепуха. Некоторые беркуты, бывает, сами нападают на оленей. Киргизы (в ту пору так называли казахов – А.К.) с помощью этих птиц ловят диких лошадей. И на волков их пускают, хотя и не без опаски. А птица знает, с кем она имеет дело, и сумеет самых опасных своих противников так схватить, что сама при этом не испытывает страха. Бывали случаи, что за десять дней 12 беркутов смогли поймать 40 лис. Хорошо обученные беркуты экономят силы хозяина тем, что во время охоты не сидят на руках, а летят в облаках над головой хозяина и, услышав знакомый сигнал, стремятся вниз, чтобы занять обычное место. Величина этой птицы такова, что калмыцкая знать редко сама занимается такой охотой, а часто в ее окружении бывают опытные люди. Князья обычно идут на охоту с соколами и ястребами».
С особым чувством романтики, под впечатлением от охоты описывает калмыков известный француз Александр Дюма: «Как только кочевая семья скрылась из виду, со двора замка следом за двумя экипажами и 12-15 конями выехали два всадника, держа каждый на своем кулаке сокола с кожаным колпачком на голове. Стратегические меры были настолько хорошо продуманы и удачно предприняты, а тишина соблюдена, что великолепная стая из дюжины лебедей поднялась лишь в двадцати шагах от нас. В тот же момент сокольничие сняли колпачки и подбросили птиц с подстрекательским криком, как делают доезжачие, спуская собак на белую дичь. В секунды две птицы, обратясь в черные атомы относительно их тяжелых и массивных врагов, оказались среди стаи, которая с криками ужаса разлетелась. Соколы, казалось, мгновение колебались; затем каждый из них избрал свою жертву и ожесточился против нее. Два лебедя сразу восприняли опасность и попытались уйти от соколов в высоту, но те, с их длинными остроконечными крыльями, хвостом веером и упругим корпусом, тотчас оказались выше стаи на десять — двенадцать метров и отвесно пали на добычу. С этой минуты бедные лебеди почувствовали себя обреченными и не пытались больше ни увернуться, ни защититься: один летел, чтобы упасть в степь, другой — в реку.
Наконец, оглушенный и окровавленный, лебедь вошел в агонию и пытался ударить сокола своим костистым крылом, но тот осмотрительно держался вне досягаемости, пока жертва погибала. Потом он опустился на неподвижное тело, которое плыло по течению, издал триумфальный крик, позволяя течению нести себя на плавучем островке, где он оставался до тех пор, пока два калмыка и сокольничий с лодкой не подобрали мертвого побежденного и полного жизни и гордости победителя. Охотники сразу же в награду за прекрасное поведение дали своим соколам по куску кровоточащего мяса, извлеченного из поясных кожаных мешочков. Признаюсь, эта живописная охота, благодаря нарядам наших калмыков, приняла очаровательный средневековый облик, уже была мне знакома: ею я часто занимался в Компьеньском лесу с одним из приятелей, который держал великолепный сокольничий двор, и раз-два в замке Лу с королем и королевой Голландии».
Многое ушло в небытие, в том числе и кочевая жизнь в степи. Вместе с традиционным кочевым скотоводством, которое для степняка подразумевало разведение четырех видов скота и постоянную перекочевку в поисках лучших пастбищ, забылись и традиционные виды деятельности, в том числе охота с беркутами и соколами. Этот древний вид досуга наши предки принесли из далекой Джунгарии, а здесь их зафиксировали европейские путешественники. Я думаю, что придет то время, когда мы обратим должное внимание на свою историю и традиционную культуру, поймем, что мы потомки тех самых лихих степняков-охотников, и с большим энтузиазмом возродим забытые виды охоты. Кстати, это направление укладывается в концепцию развития туризма в республике и стране. Как известно, к существующим 13-ти национальным проектам со следующего года может добавиться еще один — в сфере въездного и внутреннего туризма. Новый нацпроект охватит все сферы, которые в той или иной степени влияют на конкурентоспособность туристической отрасли. Среди базисных ресурсов для развития туризма выделяют природные и культурные ресурсы, которые могут удовлетворять как материальные (например, питание и сувениры), так и нематериальные (природа и культура как объекты познания и рекреации) потребности туристов. Культура, традиция, быт калмыков уникальны во всех отношениях, нам только надо немного вспомнить себя, посмотреть вглубь истории и возродить забытую, но интересную в глазах туристов и гостей нашей солнечной малой родины, традиционную культуру.

Арван КАРМАНОВ

СОКОЛИНАЯ ОХОТА У КАЛМЫКОВ