Дар добра - шесть булок хлеба

23-12-2020, 16:26 | Общество

28 декабря – дата памяти и скорби. И это 100-летний юбилей Менкеновой Мацак Санчировны – врача, посвятившего себя спасению жизни людей.
Много трудных страниц написано жизнью в истории нашего народа. И каждая ее страница – это судьба отдельно взятой семьи. Сегодня, вглядываясь в события минувших дней, мы можем увидеть их, как широкую картину жизни.


Это произошло накануне дня рождения Мацак: 27 декабря 1943 года, ее 23-летия. Был поздний вечер. Тихо в одной из комнат больницы, где она жила с семьей. Муж – в командировке, четырехмесячная дочь Зина спит. Вдруг послышался негромкий стук в дверь. Может, это вызов к больному? Но перед ней стояли четверо вооруженных солдат. Они попросили погреться и попить чайку. Она удивилась, но пригласила их. Поставила на плитку чайник. Угощать было нечем. Были лишь лепешки, которые она делала из размолотого проса и обжаривала на пустой сковороде.
Отогревшись, трое молодых вышли, а пожилой солдат задержался. Он наклонился над своим вещмешком и достал оттуда, одну за другой, шесть булок хлеба. «Возьми, дочка», – сказал он, завязывая мешок. Она смущенно промолвила: «Ну что вы, вам ведь самим нужно». «Бери, бери, пригодится», – настойчиво произнес он и вышел. Она осталась стоять в недоумении. Что бы это значило?
Наутро, чуть забрезжил рассвет, снова раздался стук в дверь. В комнату грубо вломились вооруженные солдаты. Офицер развернул бумагу и начал читать Указ Верховного Совета СССР о выселении калмыков. Муж, который накануне вернулся из командировки, поднялся навстречу офицеру. Показывая обездвиженную раненую руку, он сказал: «Я – фронтовик». Но, не обращая на него внимания, солдаты начали ружьями подталкивать вещи, торопя со сборами.
Вся ценность шести булок хлеба, которые дал им солдат, раскрылась в долгой дороге. Они позволили им выжить. Русский солдат, вопреки приказам выгонять людей, проявил к ним простую доброту. Это великий дар, который присущ человеку. Он сохраняет души. Такие искорки человеческой доброты дарили ссыльным и в дороге, и в местах ссылки надежду и силы жить.
В селе Яготино, куда привезли семью, к ним сначала отнеслись настороженно. И, очевидно, по приказу всех отправляли на тяжелые физические работы. В ответ на просьбу Мацак позволить работать ей врачом, прозвучало: «Только санитаркой». Однако после того, как она вылечила свою хозяйку, жители села стали обращаться к ней за помощью. Уже весной 1944-го года ей доверили заведовать фельдшерско-акушерским пунктом. В этом же году Мацак пришлось выдержать еще один суровый экзамен.
В ноябре в колхозе «Орман» в 7-ми км от Яготино вспыхнула эпидемия сыпного тифа. На запрос в райздрав был получен ответ: обходиться собственными силами. Начали борьбу с эпидемией два человека. Скоро фельдшер заразилась и заболела. Мацак осталась одна.
Чтобы не терять время на дорогу, она попросила хозяйку присмотреть за дочерью. Сама осталась в колхозе. В конторе она организовала стационар, здесь же создали штаб для борьбы с эпидемией. Своими силами сделали дезкамеру, которая работала круглые сутки. Вместе с помощниками из местных жителей она обходила дворы. Следила за тем, чтобы вовремя изолировали больных, а вещи были подвергнуты дезинфекции или сожжены. Дежурила в организованной больнице круглые сутки.
В конце декабря ценой тяжелого труда сыпной тиф был побежден.Она спасла жизни многих людей. О ней узнали в городе, весть о победе над эпидемией пошла дальше. Вскоре из наркомата здравоохранения страны ей пришло Благодарственное письмо от Наркома здравоохранения Виноградова. А комендатура разрешила переехать в город Рубцовск.
Работая в объединенной городской больнице, Мацак скоро зарекомендовала себя прекрасным специалистом. Она завоевала авторитет у коллег и своих пациентов. Ее портрет был помещен на Доске почета г. Рубцовска.
К своему врачу искали дорогу и земляки, живущие на всей территории Сибири. Все они бывали в её доме на ул. Пушкина, 133. Среди них: П. М. Эрдниев, Б. Д. Муниев, Н. А. Санджиев, Б. Б. Бадмаев, П. М. Нармаев и другие, в будущем известные люди в республике.
Так было, когда Мацак переехала из совхоза «Сухотинский» Приозерного района в Элисту. К ней на прием продолжали приезжать её пациенты. Они находили и кров у нее дома. Это были хорошие традиции русских земских врачей.
Тот огонек добра, подаренный ей солдатом, в ее профессиональных руках вырос в добрые дела, спасшие не одну сотню жизней. Его она передала своей дочери, Цебековой Зинаиде Гаряевне. Заслуженный врач Республики Калмыкия, педиатр, детский кардиолог, её огонь несут в своих сердцах дети, которым Зинаида Гаряевна подарила жизнь.
Сейчас он горит в руках её племянников: Ванькаевой (Менкеновой) Аллы Викторовны, врача - детского кардиолога, Очировой (Менкеновой) Виктории Валерьевны, фельдшера скорой помощи Октябрьского района; Хулхачиева Санчира Алексеевича, врача восточной медицины, костоправа. Внучка Салдусова Изольда Владимировна - врач-стоматолог, кандидат медицинских наук. Отличные и авторитетные специалисты, они пользуются заслуженным уважением людей и продолжают нести эту эстафету. И нет ей конца.
Алла Салдусова

Дар добра - шесть булок хлеба