Тайна калмыцкого народного танца

07-08-2021, 15:43 | История

Выставка народностей –от Арктики до Огненной Земли

Исключительно интересное зрелище представляли калмыки со своими легкими палатками, называемыми кибитками, стадами верблюдов и черных курдючных овец, у которых курдюки столь тяжелы, что их приходится возить на двухколесных тачках. Наряду с этими странными овцами большим успехом пользовались у зрителей киргизские кобылицы, которых каждый день доили. Из кобыльего молока калмыки готовили свой излюбленный напиток, кумыс, который теперь пользуется широкой известностью как хорошее лечебное средство против чахотки и других грудных болезней. Кумыс на вкус кисловат и пенится при переливании.
Чтобы сделать выставку интереснее, я пригласил двух буддийских священников, которые в своем пышном облачении производили должное впечатление.
На выставке калмыки собрали свои, напоминающие пчелиные ульи, кибитки, в которых вверху имеется отверстие, заменяющее одновременно трубу от очага и окно. Жизнь и быт кочевого народа занимали ученых не в меньшей мере, чем зрителей. Ученые интересовались главным образом этнографическими предметами, зрители же приходили в восхищение, когда калмыки боролись, пели, танцевали или скакали верхом. Неизгладимое впечатление оставляла скачка калмыцких девушек, которые по-мужски сидели на своих маленьких резвых лошадках.
Короче говоря, выставка калмыков имела потрясающий успех, и ее пришлось повторить в 1884-м году. Уже в Париже наплыв посетителей был огромен, но то, что происходило в Берлине, было беспримерным. Я и сейчас с удовольствием вспоминаю первую полученную мною из Берлина телеграмму: «До сих пор прошло уже около 80 тысяч посетителей. Наплыв колоссальный. Порядок поддерживается конными и пешими полицейскими». Эта депеша была послана в четыре часа пополудни.
К вечеру число посетителей Берлинского зоологического сада достигло 93-х тысяч.

От автора:

В конце 19-го века православные священники-миссионеры, занимаясь распространением христианства в Калмыцкой степи, параллельно изучали язык и все стороны жизни калмыков. Полученные материалы и накопленные впечатления некоторые из них использовали для написания статей исследовательского характера. Один из них, Пармен Смирнов, в своей работе «Путевые записки по Калмыцким степям Астраханской губернии» посвятил несколько строк интересующей нас теме. Рассказывая о том, что по окончании угощения и чаепития калмыки показывали свои пляски, Смирнов описывал, фактически, современные движения калмыцкого народного танца.

Свидетельство священника-миссионераПармена Смирнова

В начале 70-х годов XIX века по окончании чаепития и угощений «...в гостях у астраханских калмыков обычно начинались калмыцкие национальные пляски. Под отрывистые звуки калмыцкой балалайки (домбур цоко) пляшущая пара делает различные телодвижения, подергивая плечами. Рукам дают разные положения, то поднимают вверх правую руку и опускают левую, то поднимают левую и опускают правую, делают ими разные кривляния, смотря по умению и экстазу пляшущих, причем ногами делают калмыцкие па под звуки музыки... Во время пляски среди зрителей нередко слышны возгласы:«Хадрис!» –«Браво!» По степному обычаю все лица, находящиеся в кибитке, где происходят танцы, принимают участие в плясках. Это право пляшущая пара, обыкновенно, передает через легкое прикосновение рукою к плечу зрителя, тихо произнося: « Биил! »( Пляши!). И принявший это приглашение уже не вправе отказаться, а должен вставать и под звуки балалайки выделывать калмыцкие национальные па...».
От автора:
В статье журналиста В. Кутушова «Князь Тюмень вдохновил царя» император Александр II предстает в роли вдохновителя создания калмыцкого музыкально-этнографического ансамбля.

Отрывок из статьи

Сторонники версии о калмыцкой бабушке основателя Советского государства всегда приводят книгу Мариэтты Шагинян «Семья Ульяновых». В ее книге, в качестве косвенного подтверждения основной версии, приводится рассказ о посещении отцом Ленина Ильей Николаевичем Ульяновым в 1872-м году Политехнической выставки в Москве, где он со знанием дела (подсолил напиток и положил в пиалу кусочек масла) с удовольствием пил калмыцкий чай в кибитке. Когда-то я в студенческие годы читал это произведение, но тогда не обратил внимания на интересующий меня ныне факт. Сейчас же картинка сложилась, и собственная память, получив поддержку, тут же выдала давно требуемую информацию! На Политехнической выставке Илья Николаевич Ульянов пил чай в перерыве между первой и второй частями выступления калмыцких артистов. В первой части показывалось богослужение, религиозные обряды и духовная процессия, а во второй «... выпустили лошадей. Быстрые, как огонь, они стрелой промчались на волю, взмахивая длинными черными хвостами. Калмыцкие юноши ловко догоняли их, закидывали седла, взнуздывали.
Началась бешеная джигитовка, какой не то что казачество, даже на Кавказе не знают. Всадники вертелись, стоя во весь рост на скачущих лошадях, скользили вниз головой, неизвестно как держась на крупе, ловили на всем скаку подброшенный хлыст, мгновенно поднимали с земли брошенный головной убор и тут же, мягко взлетая, словно по воздуху, опять держались стоя, словно летели над лошадью, не опираясь на седла, пританцовывали, на всем ходу взлетали на круп чужой лошади и через миг опять на свою, – ни один знаменитый циркач-акробат не сделал бы точнее и лучше. Лица у зрителей разгорались. Потом вдруг наступила относительная тишина. Появились по две, по три нарядные, совсем молоденькие, едва ли старше пятнадцати-шестнадцати лет калмыцкие девушки, – круглые розовые лица, черные родинки на щечках возле рта, словно в преддверии улыбки, быстрые черные глазки, удивительная грация тонкого стана ...».
«...Но потом заметно выделились двое. Красивый калмык с круглым китайским лицом и такой же красоты девушка-цветок. Парень не показывает виду, что отметил ее, одну из всех, она не показывает виду, что поняла это. Игра продолжалась, грациозная, слаженная, несколько минут, видимая каждому зрителю. Но вот юноши из чужого становья ускакали, словно и не было этой игры. Двое статистов выносят на длинной палке вызолоченный серп месяца и водружают палку на ристалище, – это значит, наступил вечер...».
Чувствуете, чем не рецензия на театральную постановку. Желающие могут прочитать более подробное описание представления, взяв книгу Мариэтты Шагинян в библиотеке.
Успех был настолько велик, что организаторы решили, что представление может быть интересно зрителям в Европе. Организация таких гастролей, скорее всего, стоила недёшево: артисты (буду их всё-таки так называть), лошади, верблюды, коровы, овцы, кибитки, походный хурул, реквизит. Чтобы оправдать вложенные средства, представление должно быть ярким, интересным, отложиться в памяти зрителей! Да и самих зрителей должно прийти немалое число. И хорошо, если они придут завтра, послезавтра и так – до конца гастролей труппы в городе, иначе не выгодно давать в одном месте только одно представление. Современные продюсеры народных коллективов, наверное, лучше это поймут, так как знают, что продать выступление фольклорного коллектива в одном городе несколько раз практически невозможно. Но, видимо, зрелище было настолько хорошим, что труппа гастролировала по Европе не один год и не по культурному обмену, а зарабатывая деньги на свое существование!
Царю Александру II калмыцким князем Тюменем «...были широко показаны быт, религиозные обряды, свадьбы, конские состязания, перекочевки калмыцкого народа, и все это: драгоценные уборы, множество золотых и серебряных божков, пестрота и яркость обрядов очень понравились царю, и царь милостиво заметил, что следовало бы всё это показать в будущем году на Политехнической выставке, посвященной 200-летию Петра I, в Москве...». Кто-то из предприимчивых людей, вертевшихся рядом с власть имущими, их и в те времена хватало, пользуясь желанием царя, развил бурную деятельность. В Москве, на Ходынке, было построено здание на 2000 посадочных мест и 36 отдельных лож. В центре павильона арена – 200 метров в длину и 100 метров в ширину. Интересно, даже и в те времена власти оправдывались, что всё это было построено на частные капиталы, а не на бюджетные средства. Из Калмыцкой степи прибыли артисты, реквизит. И в 1872-м году, как уже ранее писалось, было дано первое представление! Москва проявила интерес ко Дню Калмыцкого народа на Политехнической выставке, было много статей, рецензий, а главное – зрителей.
Первые гастроли в Москве в 1872-м году, далее – Германия, Швейцария, Франция. Последнее известное нам выступление – в 1909-м году на Императорской Международной выставке в Лондоне! Коллектив выступал на протяжении 37 лет, как минимум.
От автора:
Таким образом, неудачный показ культурной программы, особенно его танцевальной части, для писателя А. Дюма (старшего) заставил задуматься калмыцкого князя Тюменя о кардинальном реформировании культурной программы. Как известно, французский писатель опубликовал об этой презентабельной встрече материал в столичном петербургском журнале, где достаточно иронично отозвался о калмыцких народных танцах. Это князя сильно задело. И он решил создать специальную мобильную этнографическую группу для показа гостям. Об этой идее калмыцкий князь рассказал своему тогдашнему гостю, Калино, знаменитому в то время исполнителю народных танцев. И тут же (куй железо, пока горячо) предложил ему за определенное вознаграждение заняться этим вопросом. Калино занялся реформированием калмыцкого народного танца и, как и сейчас водится, пригласил художника по костюмам, который начал работать над сценическим костюмом, девичьим и мужским. Естественно, был разработан сценарий, который я не буду сейчас пересказывать, поскольку Мариэтта Шагинян достаточно красочно описала его в своем романе «Семья Ульяновых». Скажу только, что упор был сделан на реформированные калмыцкие танцы, песни, народную музыку, блистательно исполненную джигитовку. В сценарии и режиссерском плане умело использовали предметы быта, домашних животных, сцены сборки и разборки юрты, умыкания невесты, свадьбы. Программа была очень хорошо и профессионально, со знанием дела срежиссирована, и это факт. Факт, подтвержденный императором Александром II, которому это представление в ставке князя Тюменя так понравилось, что он пожелал видеть его в 1872-м году в Москве на Всероссийской политехнической выставке. Император увидел и высоко оценил этот этнографический спектакль в первой половине сентября 1871 года. Я считаю, эту дату следует принять как дату основания первого калмыцкого профессионального этнографического ансамбля песни и танца. Основателями коллектива и его реформаторами можно считать калмыцкого князя Тюменя и хореографа Калино, а императора России Александра II, который поддержал создание этого уникального этнографического творческого коллектива, считать высокопоставленным крестником новообразованного коллектива. С тех пор ансамбль, возглавляемый предпринимателем-импресарио Гагенбеком, успешно гастролировал и зарабатывал деньги в европейских странах достаточно долго, по моим наблюдениям, около сорока двух лет. На этот счет есть подтверждения в афишах и открытках, а также рецензиях тех лет. Считается, что последние выступления калмыцких артистов в Европе зафиксированы в 1909-м году в Лондоне (подтверждено афишами).
По сценарию и режиссуре художественной программы коллектива в этот период было снято немало документальных фильмов. Многие из них были сняты венгерскими и германскими кинематографистами в 1910-м, 1913-м, 1920-м, 1923-м годах. По ходу фильмов на экране исполнители собирают и разбирают кибитки, танцуют, поют. По анализу кинокадров можно сделать вывод, что исполнители имели не любительскую, а профессиональную подготовку. Некоторые танцевальные трюки достоверно говорят о высоком исполнительском уровне артистов.
После Всероссийской политехнической выставки коллектив обозначил себя как «Калмыцкий караван». Есть много свидетельств, что в дальнейшем «Калмыцкий караван» имел в европейских странах невероятный успех. Это был первый калмыцкий профессиональный коллектив, созданный 3.09. 1871 года по воле обстоятельств князем Тюменем и вызвавший неподдельное восхищение императора России Александра II.
Тайна калмыцкого народного танца
Анатолий Очиров, заслуженный артист КАССР, почетный профессор Китайской
академии искусств
(Окончание. Начало в №100, 105)