Важные факты о донских калмыках-бузавах

07-10-2021, 10:14 | История

В предыдущих публикациях Центра по развитию калмыцкого языка мы рассказали о происхождении основных четырех этнических группах нашего народа. В этой публикации мы познакомим вас с самой молодой этнической группой – бузавы.
Начнем, пожалуй, с этимологии слова «бузав». Существует самая распространенная версия калмыцких ученых, согласно которой это слово возводит к глагольному словосочетанию бу заав (обучал ружью; обучал военному ремеслу). Этимология этого слова построена на внешнем фонетическом сходстве этнонима «бузав» и словосочетания «бу заав». Кстати, в словосочетании «бу заав» стоит глагольная форма прошедшего времени, которая характеризует более всего того, кто обучал, а не того, кого обучали. Другая версия возводит этот этноним к калмыцкому названию притока реки Дона, Бузг. По третьей версии, этноним «бузав» происходит от русского слова «базовый». Об этом утверждает В.Н. Корниевский. Знаток истории, быта и культуры донских калмыков И.И. Попов писал: «Наши калмыки зовутся также базовыми или донскими».
Есть также версия, записанная у Басана Бадьминовича Городовикова, которую тот слышал от донских старожилов, о происхождении слова «бузав»: «В старину если какой-то тайши или зайсанг по той или иной причине принимал решение уйти на берега Дона, то он, первым делом, сообщал об этом и согласовывал с другими князьями. Но, согласовав свои действия по откочевке на Дон, никто не уходил просто так, каждый должен был получить благословении е в хуруле и получить бу (словом «бу» называют специальную освященную нить, иногда с небольшой «капсулой», внутри которой находится молитвенный текст). По пришествии к берегам Дона, встретившись с ранее обосновавшимися здесь калмыками, вновь прибывший первоочередно слышал вопрос: «Чамд бу зааву?» («Дали ли тебе «бу»), на что он отвечал: «Бу заав» («Да, дали»). Таким образом, если выяснялось, что человек, прежде чем покинуть старые кочевья, получил благословение ламы и «бу», то значит, что пришел он с миром, по закону, а не бежал на Дон, дабы скрыться от наказания за какой-либо проступок. Таким образом, при встрече, обмениваясь не приветствиями, а вопросом «Бу зааву?», со временем так и стали называть себя «бузав улс».
Откочевка калмыцких улусов на Дон далеко не всегда проходила в мирных условиях, особенно в первое время. Как вы поняли, предки современных бузавов были выходцами из различных ойратских родов. Так получилось, что с середины XVII века на Дон откочевывали несогласные с центральной ханской властью. Как правило, среди откочевавших были члены знатных торгутских и хошутских семей с их подданными. С конца XVII века, минуя улусы, подчиненные калмыцким ханам, на Дону стали селиться джунгарские князья со своими подданными, которые были не согласны с политикой джунгарских ханов. Известно, что было три крупные волны из Джунгарии (1686 г., 1724 г. и 1755 г.).
Во второй половине XVIII века на Дон стали часто перекочевывать дербетские тайши. Перекочевка и оседание в донских степях была не постоянной, некоторые улусы, особенно торгутские и дербетские возвращались, а какие-то улусы оставались, и позже они сформировали новую субэтническую общность – бузавы.
Теперь поговорим о происхождении бузавских родов (по-калмыцки их называют ясуны о слова «ясн» - кость). Кстати, некоторые ученые говорят, что ясунная система родов является наиболее старинной. Традиционно бузавы себя называют арвн һурвн зун (тринадцать сотен) или арвн һурвн әәмг (тринадцать аймаков), в которые входили разные по происхождению калмыцкие рода. Многие жители Калмыкии правильно говорят, что бузавские рода составили первооснову из торгутов, джунгаров, дербетов, небольшой части хойтов и хошутов, однако в этом вопросе нужно сделать оговорку.
Оказывается, среди донских калмыков достаточно немало родов, которые отсутствуют, либо находятся в меньшем количестве среди так называемых «основных» торгутов и дербетов. К примеру, среди донских бузавов-«торгутов» во всех станицах есть меркитские и тайчутские рода, в то время как среди торгутов их очень мало. Особенно интересно, что костяк торгутских родов бузавов основали именно древнемонгольские племена кереитов и шара-монголов, а также вышеупомянутые меркиты и тайчуты.  В составе донских бузавов дербетского происхождения оказались ясуны баргасов (их небольшая часть есть среди торгутов и дербетов), а также бургутов и залхусов, которых нет среди волжских дербетов, но интересно, что такие же рода были зафиксированы среди монгольских «джунгарских» дербетов, которые проживают ныне на западе Монголии. На самом деле количество бузавских мелких субэтнических групп насчитывает около 90 «ясунов», которые предстоит еще по отдельности изучать.
В былую старину, когда донские калмыки приветствовали друг друга, то всегда спрашивали, из какого аймака/сотни и ясуна происходят. К большому сожалению, некоторые наши земляки забыли названия своих аймаков или ясунов. Надеемся, что условия современного мира, который, с одной стороны, стирает этнические грани, а, с другой стороны, пробуждает интерес к историческому прошлому, станут эпохой, когда все калмыцкие рода, особенно бузавы, вспомнят свои корни и будут бережно хранить великую старину. Таким образом, резюмируя наше небольшое погружение в прошлое, совсем недавно на новой родине волжских ойрат-калмыков сформировалась новая субэтническая общность бузавов, сохранившая старинную родовую ясунную систему делений.

Арван КАРМАНОВ