На рубеже веков

29-01-2022, 12:25 | История, Память

Революция 1905 года и завоеванные ею уступки царского правительства (конституция с гарантией прав человека и гражданина, выборный парламент, более свободная национальная политика) почти по всей России привели к сильной социальной и политической активизации всех слоев общества. С формальной точки зрения, калмыки получили право представлять интересы своих регионов в выборных органах страны: в Государственной Думе (Ц.-Д. Тундутов, С. Тюмень), Предпарламенте (Б. Уланов), Учредительном собрании (Б. Уланов, С. Баянов). Процесс демократизации студенчества, связанный с массовым наплывом в высшие учебные заведения представителей непривилегированных сословий, коснулся и наиболее одаренной части калмыцкой молодежи, получившей возможность учиться в столице империи. Это было, по определению А. Борманджинова, первое поколение европейски образованных калмыков. Авторы этих строк посвятили ему цикл статей в своё время. Здесь же мы сосредоточимся лишь на одном аспекте их специализации – юридической. Н. Очиров и Б. Уланов поступили на крайне немногочисленный, элитный восточный факультет Санкт-Петербургского университета, который, помимо подготовки исследовательских кадров, также занимался выпуском студентов для дипломатической службы в МИДе. Можно предположить, что факультет представлял собой определённую закрытую касту, так как даже в годы всеобщих студенческих забастовок он продолжал свою работу. Через год Б. Уланов перевелся на юридический факультет университета, где они с С. Баяновым прошли основное обучение. Из-за политической активности они вынуждены были завершать образование в Казанском университете. Второе высшее образование Н. Очиров получал на юридическом факультете Петербургского университета. Его примеру последовал Е. Чонов, окончивший также Санкт-Петербургский политехнический институт.

Это подразделение университета меньше всего напоминало «башню из слоновой кости». Юридический факультет имел ярко выраженные особенности, обусловленные большей вовлеченностью его преподавателей в социальные и политические процессы. Ведущую позицию занимали такие направления, как гражданское и уголовное право, экономика. Именно юридическое образование предполагало знание широкого спектра общественно-политических проблем. Хорошо зная право и обладая желанием его усовершенствовать, выпускники юридического факультета, видимо, более всего подходили для политической деятельности.

Главный символ и достопримечательность Петербургского университета – 400-метровый коридор Главного здания. Слева освещенный большими венецианскими окнами, а справа оттененный нескончаемыми книжными шкафами с поблескивающими золотом корешками старинных книг, он был своеобразным интеллектуальным молодежным парламентом, соединявшим под знаменем науки молодежь различных сословий, образа жизни и мысли, политических и общественных ориентаций. Среди «однокашников» калмыцких юношей были Питирим Сорокин, в будущем всемирно известный социолог, Николай Кондратьев, ставший выдающимся экономистом, поэт Николай Гумилев и другие яркие личности.

Неудивительно, что калмыцкие юристы пошли в присяжную адвокатуру – детище великой судебной реформы Александра II. Это была уникальная для России того времени институция: самоуправляемая, независимая, занимавшаяся рассмотрением гражданских и уголовных дел, что было связано с публичностью. Их выбор соответствовал духу времени. В начале 1900-х годов молодые адвокаты левых убеждений стали организовываться в основном для обслуживания определенных социальных групп, таких, как, например, рабочие, крестьяне, сектанты, нацменьшинства и другие. Весьма широкую известность приобрела знаменитая «московская пятерка» молодых адвокатов, которая пользовалась поддержкой самого Плевако Ф.Н. Сам из разночинцев, он рассматривал свою деятельность не только как юридическую профессию, но и как важное социальное служение.

Молодые калмыцкие адвокаты осознанно выбрали миссию «народных защитников». Б. Уланов с 1911 года занимался судебной практикой в окружной станице Великокняжеской, был юрисконсультом всех 13 калмыцких станиц. Его называли «присяжный миротворец». С. Баянов работал присяжным поверенным в аппарате Управления калмыцким народом в г.Астрахани. Н. Очиров и Е. Чонов, находясь в столице на госслужбе, активно занимались научной и общественно-политической деятельностью, в том числе в интересах своего народа.

Годы студенчества калмыцкой молодежи, обучавшейся в Петербурге, выпали на время между концом революции и началом мировой войны. После 1907 года, действительно бурного всплеска уличной политики, наступает период переосмысления, перехода от радикальных взглядов к реформистским. Формируется новый тип студенчества, по-прежнему не приемлющего существующий порядок вещей, но избравшего для себя программу социального либерализма, ориентированного на необходимость утверждения правосознания.


Августа ДЖАЛАЕВА,
Галина ЦАПНИК
(Окончание. Начало
в №№146, 151-152, 158, 163-164, 176-177, 180-181, 185-186,
в № 5 от 20 января 2022 г.)