Дари Ээджи. Калмыцкая паломница в Тибете
В 2022-м году отмечается 100-летие (1922 – 2022 гг.) начала путешествия в Тибет паломницы из Калмыкии Эрдниевой Цаган-Хаалги, (Дари ээджи). Она девять лет провела в Тибете, с 1923 по 1932 год, выучила тибетский язык, посетила все святые для буддистов места и благополучно возвратилась на Родину, чтобы проповедовать учение Будды.
В истории о путешественниках из калмыцкой степи в Тибет, наряду с мужскими именами, упоминаются и женские. Среди желающих поклониться самому главному Учителю Учения Будды была Дарма-Бала, зюнгарка, жена Аюки хана. После смерти мужа она намеревалась совершить обряд его поминовения в 1746-м году в Тибете, лично посетить резиденцию Далай-ламы в Потале. Российские власти отказали тогда Дарма-Бале, остерегаясь, что она может увести калмыков в Джунгарию.
Среди более поздних калмыцких паломниц известно имя Цаган-Хаалги Эрдниевой (Дари ээджи).
Дари ээджи родилась в 1875-м году в селе Коровья Лука Сербеджап-Тюменевского аймака Хошеутовского улуса (ныне село Джакуевка Наримановского района Астраханской области).
Она была выдана замуж за жителя села Калмыцкий Базар Эрдени Кичикова. По старинному калмыцкому обычаю ее стали называть по имени мужа Эрдниевой Цаган.
В 1913-м году Цаган-Хаалга овдовела. К этому времени у нее были уже взрослые дети. Человек набожный и глубоко верующий, она решила оставшуюся жизнь полностью посвятить Будде: в один из приездов в Калмыкию Хамбо ламы Агвана Доржиева выразила желание совершить паломничество в Тибет, которое было одобрено и поддержано.
И Цаган-Хаалга стала готовиться в дальнее путешествие. Вскоре нашлись и попутчики, с которыми она отправилась в далекую страну-мечту всех буддистов в 1922-м году.
Паломники добрались сначала до Бурятии, оттуда – в Монголию. Из Монголии до Лхасы шли пешком и, выдержав все трудности дальней дороги, в 1923-м году достигли Тибета, именуемого калмыками страной Зу.
В Тибете паломница из Калмыкии, обладавшая сильным характером и крепким духом, посетила все буддийские монастыри, добралась до знаменитого Утайши, что вблизи Пекина.
За время пребывания в стране освоила тибетский язык, свободно общалась с местным населением. У нее даже возникло желание остаться. Однако тибетские монахи убедили ее в том, что она принесет больше пользы людям на Родине, проповедуя учение Будды. С напутствием на подвижнические дела подарили ей танку Зеленой Тары.
В 1932-м году Цаган-Хаалга собралась с попутчиками в обратный путь: сначала до Пекина, оттуда – до Монголии. Лишь спустя год, из Монголии через Иркутск, Цаган-Хаалга добралась к родным местам, в Калмыкию.
Проведя в Тибете девять лет, посетив все святые места, Дари ээджи вернулась на Родину в начале 30-х годов 20 века. На сохранившейся фотографии мы видим ее коротко остриженную, сидящую в позе медитации с четками в руках.
К этому времени в России, в том числе и в Калмыкии, изменилось отношение власти к религии, начались репрессии.
Не избежала гонений и Цаган-Хаалга. Как опасный для общества элемент, решением особого совещания НКВД ее сослали на 3 года на север в Архангельскую область. Было ей почти шестьдесят лет.
Вернувшись на Родину по истечении срока ссылки, в 1943-м году Цаган-Хаалга разделила горькую участь своего народа.
Твердая вера и сильный характер помогли Цаган-Хаалге Эрдниевой вынести все трудности и жизненные невзгоды тринадцатилетней ссылки в г. Аральск, в Казахстан, и вернуться в родные приволжские степи.
Удивительно, что в эпоху атеизма Дари ээджи не переставала вести жизнь, подобную монашеской. Рассказы о Далай-ламе и тибетских монастырях до конца ее жизни приходили послушать люди из разных сел Калмыкии.
Материалы о Цаган-Хаалге Эрдниевой (Дари ээджи) подготовлены на основе публикаций Прасковьи Эрдниевны Алексеевой.
Бембя Федоров