Талант с «Небесными корнями»

02-04-2022, 11:31 | Культура

Издревле калмыцкий народ исполнителя народного эпоса «Джангар» наделял особым статусом в обществе, признавая божественное начало таланта джангарчи. Прикоснуться к священным текстам и найти благодарных слушателей среди современников – привилегия единиц, веками, из поколения в поколение передававших потомкам в песнях эпоса все представления народа о мире, его философию, мировоззрение, духовно-нравственные идеалы, мечты о счастье, знания в различных науках, медицине, воинском искусстве, астрономии, опыт предков в разных сферах человеческого бытия. Исторические события, сражения и битвы с врагами, героические подвиги богатырей – народных героев, картины мирной жизни в хотонах, переложенные в звуки, строки, строфы, возносились к небесам, проникали в душу каждого калмыка.

Человек с особой миссией
История калмыцкого народа современного периода будет отмечена тем событием, что в наши дни живет и творит Окна Цаһан Зам (Каруев Владимир Оконович), исполнитель эпоса «Джангар», первое публичное появление которого с восторгом и благодарностью восприняли в первую очередь люди старшего поколения – это наши ээджи-аавы, родители, возвратившиеся из сибирской ссылки домой, в Калмыкию. Им, познавшим унижение, когда родной язык находился под негласным запретом, было высшим счастьем в начале 1990-х годов услышать на калмыцком великий эпос в живом исполнении талантливого молодого исполнителя – Владимира Каруева.

Своё восхищение и поддержку таланту «теңгрин йозурта» - с небесными корнями выразили поэты, писатели Калмыкии, прошедшие сталинские лагеря и не сломленные в своей борьбе за честь и доброе имя народа - воина. И это высшая оценка звучит как признание и поклонение современников состоявшемуся уникальному и долгожданному событию – явлению человека с особой миссией, исполнением эпоса «Джангар».

Окна Цаһан Зам (Владимир Оконович Каруев) родился в семье, в которой соблюдались и бережно хранились народные традиции. Большое влияние на воспитание и формирование характера Владимира оказала его ээджа, бабушка. Она хорошо знала народный фольклор, песни, остро переживала за то, чтобы произведения устного народного творчества не были забыты. Старинные песни бабушка пела своему внуку.

Детская память и природное дарование ребёнка способствовали тому, что слова, музыка исполняемого бабушкой произведения остались в памяти навсегда. Так случилось со старинной калмыцкой песней «Самарин һурвн толһаднь». Никого из своих слушателей она не оставляет равнодушным. Глубокие чувства любви, печали, надежды в этом произведении. Музыка песни народная, но она не теряется в веках ни на одну ноту: так ритмически верно, в унисон, передаются все переживания слушателей и исполнителей.

Первый опыт исполнения Владимиром старинных песен с ээджей относится к тому светлому и прекрасному периоду в жизни человека, когда весь мир кажется открытым и добрым – детству. Отныне народная музыка будет сопровождать его всегда. Ведь в юные годы он познакомится с вдохновляющими стихами эпоса. Он читал «Джангар», и ему слышалась музыка.

Природа Калмыкии, простор её степей, красота степных ландшафтов – те интерьеры, где пробовал свой голос будущий рапсод. Он пел, и его голос свободно летел к небесным вершинам, парил над вековыми курганами, струился меж руслами древних рек, коими щедро испещрена калмыцкая степь. И уже голоса предков, их боевые кличи, топот конских копыт, звон клинков слышались в тех звуках, что вольно лились под Вечно Синим небом над Великой Жёлтой Степью.

Проводник исторической памяти
Раскрываться талант народного сказителя Владимира стал в студенческие годы в московском вузе, когда он начал выступать на различных концертных площадках столицы. Невероятные космические звуки, горловое пение производили на слушателей начинающего джангарчи ошеломляющее впечатление.
В последующие годы он усиленно занимается вокалом, работает с голосом, читает много литературы по истории калмыцкого народа, глубоко знакомится с его фольклором, культурой, традициями, учит и совершенствует родной язык. Необходимо отметить яркий, самобытный, образный, истинно народный калмыцкий язык, который был им впитан с молоком матери, отшлифован в детские годы в разговорах, долгих задушевных беседах внука и ээджи, стал для Владимира истинным сокровищем – духовным бесценным багажом на всю жизнь.

Молодым по возрасту, но зрелым, сложившимся исполнителем эпоса «Джангар» Владимир предстал перед своим слушателем в республике, куда поехал по распределению после окончания вуза. Успех! Только этим словом можно передать то впечатление, которое он произвел на земляков своим выступлением. Окна Цаһан Зам – это имя с тех пор знает в республике и стар, и млад.

Явление джангарчи, творца с божественным началом, или иначе – с небесными корнями, стало огромным событием в общественной культурной жизни Калмыкии. Его священное право исполнения эпоса было признано сразу и безоговорочно. С тех пор Окна Цаһан Зам (Каруев Владимир Каруевич) – человек с особым статусом в калмыцком обществе, что даёт ему его уникальный голос, природное предназначение, и миссия, дарованная свыше.

Как уже упоминала выше, явление джангарчи Окна Цаһан Зам в современном калмыцком обществе первыми с восторгом и благодарностью приветствовали люди старшего поколения. Замечательная статья народного поэта Калмыкии Лиджи Очировича Инджиева – одна из первых публикаций в республике, где дан обстоятельный и объективный анализ этого яркого и долгожданного события в жизни калмыцкого народа.
Слова народного поэта начинают поздравления в связи с юбилеем в адрес Окна Цаһан Зам. И в этом видится большой смысл. Народный исполнитель эпоса, представитель поколения современников, продолжает традиции предыдущих поколений, в тяжелейших исторических условиях с достоинством и гордостью несших знамя национальной культуры, духовных ценностей народа. Благословение от здравствующих на тот момент отцов, сохранивших и оберегающих родной язык, культуру, народный эпос «Джангар», Окна Цаһан Зам было получено!

– Белой дороги! – так пожелала Владимиру и его ээджа (бабушка), назвав новорожденного мальчика этим именем.
Немало было дорог в жизни Окна Цаһан Зам. Он пел песни эпоса «Джангар» перед людьми различных языков, вероисповеданий и культур, живущих в разных странах и континентах нашей планеты: в столице России – Москве, в культурной столице страны – Санкт-Петербурге, Монголии, Франции, Америке, Мексике. И везде ошеломляющий успех! Люди находили в песнях эпоса, исполняемых народным рапсодом, те сокровенные чувства, ощущения, мысли, что порой запрятаны далеко в сердце. И в божественные минуты единения со всем миром, что дарит древний эпос в исполнении современника, все переживаемые чувства, мысли, ощущения льются рекой нежданных слёз, взрываются эмоциональными потрясениями, прорываются острым желанием быть любимым и родным всем людям, живущим в одно и то же время с тобой на этой прекрасной земле.

Один из ста столпов монгольского мира
Особое отношение, огромное уважение и большая бескорыстная любовь народа к джангарчи Окна Цаһан Зам в Монголии. В нём они видят одного из духовных лидеров монголоязычного мира.

В 2019-м году во время празднования Цаһан Сар в городе Улан Батор, столице Монголии, произошло событие: презентация документального фильма из проекта – “100 эрхэм”, что переводится как “100 опор монгольского мира”. Главный герой серии, калмыцкий рапсод, исполнитель, хранитель и пропагандист древнего эпоса калмыков – Окна Цаһан Зам. Монгольские друзья были восхищены нашей великой историей, народными героями, победами народа-воина в боях и сражениях. Они благодарили за участие в фильме Окна Цаһан Зам, который в течение полутора часа рассказывал о своей родине и родном народе. Говорил он на калмыцком и монгольском языках.

В том фильме бывший Президент Монголии Халтмагийн Баттулга говорит: “Когда исполняют “Җаңһр”, счастливы мы все”! Окна Цаһан Зам – первый из калмыков удостоился чести быть признанным одним из 100 столпов – опор монгольского Мира! Окна Цаһан Зам – кавалер высшего ордена Монголии, Ордена Полярной Звезды.

Хранительница домашнего очага
Майя Бадмаевна – супруга, преданный друг и единомышленник Владимира Оконовича Каруева. Она живёт его мыслями, творчеством, делами. Немало интересных проектов, инициатив по сохранению языка, укреплению традиций, пропаганде культуры и быта калмыков реализовано семьей Каруевых в республике и за её пределами.

Они первыми построили в степи хотон из нескольких кибиток. Устои традиционной калмыцкой семьи, основанной на любви мужа и жены, уважении друг к другу, порядочности и чистоте в отношениях и в быту, главенствуют в их доме. Майя Бадмаевна первой возвела национальное платье, бүшмүд, в разряд повседневной одежды нашей современницы. У неё появилось немало последовательниц. Бүшмүд Майи Бадмаевны был прекрасен и тогда, двадцать с лишним лет назад, и сейчас он подчеркивал и подчёркивает природную красоту и стать истинной калмычки.

Владимир Оконович и Майя Бадмаевна много сил отдают сохранению и развитию калмыцкого языка. В их доме звучит красивая родная речь. Впрочем, в их семье любят и отлично знают также русский и английский языки. Майя Бадмаевна учит детей говорить и писать на калмыцком. Её уроки «Хальмг келн-Аакин келн» популярны среди ребят и всех желающих знать и изучать свой язык.

Они всегда открыты миру, и мир открыт им. Двери их дома распахнуты друзьям, знакомым, гостям из далеких краёв. Кого только ни принимали в своём доме супруги Каруевы! И каждый гость всегда по традиции калмыцкого дома был встречен приветливо и накормлен.
Представляя женщин Калмыкии, Майя Бадмаевна участвует во многих общероссийских мероприятиях, она всегда желанный гость на телевидении разных каналов, федеральных в том числе.

Их дети выросли в атмосфере родительской любви и заботы. Счастливое детство было у каждого ребёнка семьи Каруевых. В воспитание детей Майя Бадмаевна и Владимир Оконович много привнесли из опыта своих родителей, родительского дома. Верность традициям – один из главных принципов, согласно которому строится семья Майи Бадмаевны и Владимира Оконовича Каруевых.
Они верны клятве, данной на пороге супружеской жизни: быть вместе везде и всегда.


Татьяна ЛОТОС,
писатель, член Союза
российских писателей
(Статья «Талант с «Небесными корнями» Татьяны Лотос опубликована в книге «Окна Цаһан Зам», изданной к его юбилею).