Утренняя степь Василия Очирова

Василий Манджиевич Очиров - это имя известно в нашей республике. Знаменитый чабан, который и ныне в преклонном возрасте крепко держит в руке герлыгу. Утро каждого дня он встречает в степи со своей отарой. Вдыхает свежий воздух и благодарит всевышнего за этот миг рождения нового дня. Каждый новый день приносит вести о делах и заботах многочисленных Очировых: детей, внуков и правнуков. Как на зеленой траве, рядом с матерью, резвятся только ставшие на тоненькие ножки ягнята, так и его правнуки легко и крепко ступают по земле. А дедушка, жмурясь от яркого солнца и радуясь теплому дню, благословляет весь свой род, своих земляков на новые свершения.
Истоки любви к родной земле
Василий Очиров родился в далеком 1932-м году. Будущий депутат Верховного Совета СССР и Герой Калмыкии возвестил глухую степь о своем рождении 22 мая. Да, так и было, вокруг – глухая степь, где еще не образовались села и хотоны. Только колодцы давали всем живительную влагу. «Когда отец уезжал на заработки, охоту, мы с сестрой оставались с мамой, – вспоминает Василий Манджиевич. – Не было электричества, газа, никаких удобств». Так и рос мальчик, с раннего детства приучаясь к ежедневному труду степняков, и вошла в его жизнь степь, ставшая его колыбелью, кормилицей и опорой. Конечно, он тогда не осознавал этой глубинной связи, своего предначертания.
«Военные события застали меня там, где я родился. Маленьким мальчиком бегал по окопам, видел разбитую военную технику. Когда жили в Ацан Худуке, к нам подселили двух офицеров, которые ни словом не обмолвились о депортации, – продолжает свои воспоминания Василий Манджиевич. – Только в момент высылки не возражали против того, чтобы моя мама взяла с собой швейную машинку, которая впоследствии помогла выжить: мама с сестрой шили фуфайки, тулупы. В каждом вагоне приставлена была охрана. Мой отец зачастую подкармливал бедного солдата-охранника, делился последним».
18 января 1944 года прибыли на станцию Болотное Новосибирской области. Василий Манджиевич до сих пор помнит этот день. «На станции подвергли всех санобработке, так я потерял единственную рубашку. Затем привезли в деревню Кандереп, в 18-ти километрах от районного центра. Мужчины – все на фронте, только женщины, старики и дети. Нам повезло, что среди нас был толмач, воспитанник Астраханского детского дома. Мне, 12-летнему мальчику, были в диковинку пила и другие инструменты. Тяжело пережили зиму, весной ели мерзлую картошку, остатками зерновых дотянули до лета, когда появились ягоды».
Всё население работало для фронта: в этот ежедневный труд включились и ссыльные калмыки. Родители Василия днями пропадали на работе, ночами мололи зерно, чтобы прокормить семью. Юный Василий не остался в стороне, он также работал без выходных, убирал сено, работал копновозом.
Сибирская юность
«Прицепщик тракториста, стажер комбайнера – так начинался мой трудовой путь. Не было электричества. Мешки с зерном собирал за комбайном, отвозили на ток. Уставал, пальцы, спина болели, но на завтрашний день опять шел на работу, – неспешно продолжает рассказ Василий Манджиевич. – Мы, степняки, оказались в трудном положении, так как растениеводством никогда не занимались в отличие от наших земляков, живших до выселения в Ростовской, Волгоградской, Астраханской областях, знавших русский язык».
В этих условиях Василий Очиров окончил семилетку и был направлен в ветеринарную школу в г. Татарск. Парень учился прилежно и школу окончил с отличием. Василий принимал активное участие в общественной жизни. Серьезного и деловитого парня приметили и избрали членом бюро райкома комсомола. Так он втянулся в общественную жизнь и окончил школу переподготовки инструкторов комсомола. Энергичного молодого человека направили на работу в МТС, которая обслуживала 6 колхозов. Вот и поездил тогда по колхозам Василий, встречаясь с молодежью. В эти годы он перенес первое заболевание, после кори случилось осложнение, повлиявшее на зрение. Спасти и сохранить зрение помог немец врач, спецпереселенец, который оказался профессором офтальмологом.
Когда состоялся 20 съезд КПСС и было разрешено калмыкам возвращаться на малую родину, Василий Очиров в числе первых покинул Сибирь, не задумываясь о карьере. Приехали в Зимовниковский район Ростовской области. Здесь семья Очировых прожила пять лет. В 1961-м году Очировы переехали в совхоз «Гашунский» Яшкульского района, где живут и по сей день.
Майские повороты судьбы
Май стал для Василия Манджиевича судьбоносным. 1 мая 1956 года Василий женился. Его избранницей стала Бюрюн Джалкаевна Эрдниева. Так и живут они в мире и согласии, деля и радости, и горести на протяжении 66-ти лет. Они познакомились по переписке, видимо, так было угодно судьбе. «Она жила в Омской области, я – в Новосибирской. Она писала по просьбе родственников письма в Новосибирскую область их родным, а я отвечал на её письма. Так и познакомились, – вспоминает сегодня об этой встрече Василий Манджиевич. – Как спецпереселенцу, мне одному разрешили выехать на знакомство и сватовство. Родом она была из Утты, её отец – образованный калмык, проводил до депортации ликбез среди молодежи. Вместе с женой мы воспитали шестерых детей, четверых сыновей потеряли в расцвете их сил: от 25 до 48 лет. Остались дочь и сын. Один из сыновей, Александр Очиров, погиб в Чечне, будучи врачом - хирургом в рядах спецназа «Гюрза» УФСИН по Республике Калмыкия. Погиб, спасая жизнь сослуживца. Горжусь своими детьми, которые с детства были приучены к труду, помогали мне на животноводческой стоянке. Они трудолюбивые, талантливые, порядочные, уважают традиции, почитают старших».
А сам Василий Манджиевич Очиров подчеркивает в своем становлении особую роль старшей сестры. Кююкя Манджиевна с детства окружала его заботой и любовью, наставляла брата на путь истины. «Её доброе сердце и золотые руки помогли нам выжить в трудные моменты, одевала, обувала и принимала участие в воспитании моих детей», – с большой теплотой вспоминает Василий Манджиевич.
Вернувшись в Калмыкию, Очиров трудился ветеринаром 3-й фермы совхоза «Гашунский» Яшкульского района. В 1969-м году ему доверили чабанскую стоянку.
Василию Манджиевичу не раз доводилось встречаться с Басаном Городовиковым. Его покорило и врезалось в память отношение Басана Бадьминовича Городовикова к простым труженикам. «Он лично прилетал на нашу чабанскую стоянку, обращался всегда при встрече: «Ямаран бәәнәч, көвүн?», живо интересовался делами, – с уважением рассказывает Василий Манджиевич о встречах с руководителем республики. – Находясь уже в Москве на заслуженном отдыхе, писал мне письма, из которых я узнал, что он следит за происходящим в республике. Меня очень тронула его забота, когда он написал: «Надо тянуть на Героя!». Героем Социалистического Труда мне не удалось стать из-за распада Советского Союза, но Героем Калмыкии стал в 2017-м году».
Первый фермер Калмыкии
Василия Манджиевича всегда отличала такая черта характера, как умение делиться знаниями и опытом. Поэтому на стоянке передового чабана была открыта Школа передового опыта. Не проходило и дня, чтобы не приезжали за советом, Василий Манджиевич всегда находил время, чтобы поделиться опытом с начинающими чабанами. Передовой чабан внедрял в работу новые методы хозяйствования, технологии в выращивании мериносов. В год Василий Очиров получал и сохранял по 130 ягнят от 100 овцематок. Как-то в девяностые годы приехал на чабанскую стоянку Председатель правительства республики Баатр Чимидович Михайлов. В ходе общения он рассказал чабану о фермерском хозяйстве. Так Василий Манджиевич Очиров стал первым фермером в Калмыкии.
Василий Манджиевич сам ценит в людях умение поддержать, подсказать что-то новое. С большим почитанием относится к руководителям, которые служили на благо народа. «Я благодарен судьбе за встречу с такими руководителями республики, как Б. Городовиков, Б. Михайлов, Н. Кичапов, Л. Бадма-Халгаев, Л. Лебедева, Б. Муев, В. Богданов, И. Шарапов, И. Басангов, Т. Хаглышев, Э. Пашнанов, А. Сангаджиев и другие. Встречи и беседы с ними помогали найти верное решение и двигаться вперед», – выразил свое мнение Василий Манджиевич.
С молодости у него остался интерес к общественным делам, он живо интересовался тем, что происходило в республике. Всегда выписывал республиканские газеты, даже спортивную прессу. Вечером он с удовольствием читал все эти издания, поэтому он был прекрасным собеседником, а постоянное общение с природой наполняло его размышления философской глубиной. Это и притягивало людей. С ним любили общаться журналисты, писатели и художники. Немало бесед с известным чабаном подготовили сотрудники Саратовской киностудии. «Приезжала даже японская киностудия TV «Асахи», – с улыбкой вспоминает Василий Манджиевич. – Часто заезжали на стоянку Петр Чонкушов, художники Ким Ольдаев, Александр Поваев, писатель Тимофей Бембеев и журналисты республиканских газет».
Трудно подсчитать, сколько километров исходил по степи чабан Очиров, сколько мяса и шерсти получили от овец, которых вырастил за долгий трудовой путь Василий Манджиевич Очиров. Неустанный труд степняка, главного производителя богатства республики отмечен орденами Ленина, Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», грамотами. Василий Манджиевич был избран депутатом Верховного Совета СССР в переломный момент для государства.
«Вся моя жизнь связана с овцеводством, – говорит знатный животновод, как бы перебирая в уме прожитые годы. – Ухаживать за животными – кропотливый труд, требующий самоотдачи, любви к своему делу. Ведь я знаю повадки каждой овцы в отаре, всегда восхищаюсь их смекалкой. Наверное, поэтому я ни разу не выезжал на отдых в санаторий, в туристические поездки, хотя предложения поступали всегда.
Окидывая взглядом прошлое, могу с уверенностью утверждать, что всегда был среди соратников, односельчан, и жили мы дружно.
Вот такая у меня удивительная, богатая событиями жизнь простого чабана!».
Такой вот он – Герой Калмыкии, известный животновод Василий Очиров, который отмечает свое 90-летие с герлыгой в руках в родной степи.
Галина ХЕЙЧИЕВА