Благодаря искусному рукоделию калмыцких женщин...

Как-то мне довелось однажды прочитать статью Галдамы о калмыцких женщинах, принявших на себя основной удар тяжкой эмигрантской доли в Америке. Автор писал о стойкости духа калмычки, её умении достойно принять удары судьбы, не сломиться под напором невзгод и выстоять, во что бы то ни стало. Звучала мысль о том, что во многом благодаря искусному рукоделию степных мастериц, умевших кроить, шить, вышивать, и выжили наши соотечественники за далеким океаном. Они первыми приняли на себя невзгоды, подставив плечо своим мужчинам, которые искали свою нишу в далеком и новом мире.
Мне показалось это неслучайным. Для калмычки – это, скорее, правило, канон воспитания, что стало древней традицией нашего народа, вошло в его кровь и плоть. Задатки к рукоделию развили способности, которые стали обязательной частью жизни каждой добропорядочной калмычки. Характер кочевой жизни во многом определил круг обязанностей женщины: выделывать кожу, прясть шерсть, шить шубы, будничную и нарядную одежду, украшать их орнаментом и вышивкой, подспудно формируя эстетический вкус кочевников. Все шилось в старину руками, строго следили за ровностью стежка, и по его почерку судили о мастерстве хозяйки. В известной калмыцкой песне «Буйнта» поется: «Буйнта таниһән шаглад орксн шагларартн шинҗләд ирләв» (Буйнта пришел, изучив (рассмотрев) стежки, вышитые вами). Умение шить, пожалуй, являлось одним из обязательных и главных достоинств будущей невесты, а легенда гласит о том, что, подбирая спутницу жизни сыну, родители жениха незаметно подкладывали девушке наперсток и через некоторое время проверяли, пользовались им или нет. Трудолюбие и мастерство должны быть неотъемлемыми качествами жены.
В народном эпосе «Джангар» сказано:
«Шелковый был халат на нем,
Шили одни лишь ханши его,
А скроила раньше его
Ножницами вооружена,
Шестнадцатилетняя жена».
Да еще калмыцкий народ упоминал о том, что настоящая мастерица умела с лебедя даже на его лету мерку снять, тем самым, подчеркивая особую значимость рукоделия для образа идеальной жены.
В годы депортации умелые руки калмычки сослужили добрую службу: полученные за работу картофель, рыба, молоко спасли от голода и смерти не одну жизнь детей и взрослых.
В 1943-м году во время выселения многие калмыки взяли с собой швейные машинки Подольского механического завода (ПМЗ). Для многих семей она на долгие годы стала главной кормилицей и спасительницей. К слову, у меня до настоящего дня сохранилась швейная машинка 1956 года, купленная уже в Сибири, которая поражает своей универсальностью. Она «берёт» и кожу, и брезент, и тонкие деликатные ткани, очень проста в управлении, а качество исполнения механизма настолько высокое, что за эти годы она практически не требовала ремонта.
Моя тетя, Чурюмова Бадма (Ростовская область, село Бурульское), до выселения шила исключительно обрядовые вещи для хурула, мама Нохашкина Эренджен Эрдненовна обшивала весь п. Чагу и п. Базьяны Ханты-Мансийского округа, а также в Самаровском районе Тюменской области, другая тетя, Царепова Ольга Эрдненовна (Казахская ССР, Джамбульский район, поселок Челоктау), двоюродная сестра Лукьянова Джиргал Николаевна (Мазульско-Марганцевый рудник, Красноярский край), мои знакомые, Кульманова Харада (с. Барки Самаровский район), Сусуева Анастасия Алексеевна (г. Ханты-Мансийск, ателье), Анна Саранова (г.Ханты-Мансийск) тоже обшивали всю округу, а Екатерина Манжикова после возвращения из ссылки не оставляла своих занятий и открыла впоследствии ателье по пошиву сценической одежды «Силуэт», передав свое мастерство дочери Ларисе. Каблунова (Джамбинова ) Екатерина Ангаевна работала учителем домоводства в Элистинской средней школе №4 и радовала своим шитьем многих людей, позволяя им быть своеобразными и модными одновременно. Много была наслышана и о Чумашкаевой Зое Этценовне в девичестве Мандруновой, сосланной в с. Погорельск Сургутского района Тюменской области, которая в 1955-м году получила профессиональное образование по швейному делу в Ханты-Мансийске, а вернувшись в Калмыкию, сначала в с. Березовское Яшалтинского района, а затем в г.Элисте заработала себе славу великолепного закройщика, имеющего за плечами 46-летний стаж работы. Цеденова Магна Бембеевна была портнихой в г. Ростове-на-Дону на военном заводе, шила военную форму, Асонова Домна Петровна (г. Ханты-Мансийск), Боваева Тогтнг (Омская область, Полтавский район, с. Светлое) остались в памяти их односельчан, как мастера своего дела. А вот Дукш Сельдинову (деревня Сотники Самаровского района Тюменской области) специально возили по домам для того, чтобы на месте она обшивала людей, бабушка Сегсг, фамилию, к сожалению, не помню, была специалистом по пошиву мужских костюмов и пальто, а еще вспоминается швея Жемчуева Анна Григорьевна, которая прожила долгое время в Омской области, колхозе «Новый свет» и многие другие.
Кроме высококлассного кроя, пошива и подгонки одежды, калмычкам по плечу была и тончайшая работа с бисером, шитье золотом. Шедевры рукоделия до настоящего времени хранятся в залах Национального музея им. Н.Пальмова, в частности, в экспозиции представлены работы Васькиной Эренжен Бадминовны.
Слава о калмыцких мастерицах перешагнула далеко за рубеж. Во Франции стала известным модельером Сармуткина Нади 1922 года рождения, которая демонстрировала свое мастерство в «святая святых» моды, в г. Париже. В Швейцарии, в г. Женеве, прославила калмыцких швей и их мастерство Чурюмова Лиза.
Перебирая в памяти имена своих родных, давних знакомых, которые своими руками перешили огромную массу вещей за всю свою жизнь, прихожу к выводу: Галдама был прав в том, что во многом, благодаря искусному рукоделию калмыцкой женщины, мы сумели выжить и за далеким океаном, и в нечеловеческих условиях сибирской ссылки.
Я часто говорю своим детям, если бы довелось мне предложить поставить памятник, то это был бы памятник калмычке, сидящей за швейной машинкой Подольского завода, как символ стойкости и неистового стремления к жизни. Низкий поклон и женщине, и ее верной спутнице, швейной машинке, которые подарили нам право на жизнь. Индийский мудрец Ошо заметил однажды, что только в женщине он увидел огромную способность создавать жизнь повсюду, и с этим трудно не согласиться.
Роза ЗОЛЬВАНОВА, г.Элиста