Буддийские высшие учебные заведения

19-01-2023, 15:17 | Общество

Если и есть религия, которая сможет
удовлетворять современным научным
потребностям, – это буддизм
(Альберт Эйнштейн)

В XVII – XVIII веках буддийские монахи хурулов Калмыцкой степи получали буддийско-философское образование в монастырях Тибета, дацанах Монголии и Бурятии, в Чёёря-хурулах. Для всестороннего обучения, с получением знаний по астрологии и тибетской медицине, необходимы были буддийские высшие учебные заведения.

В начале XVIII века, во времена Аюки-хана, к Волжским калмыкам прибыл с Шакур-ламою гелюнг тибетской медицины Санджи Аракба (Эмчи-Ахатен).
В Калмыцком ханстве Санджи Аракба основал Эмчинов хурул, который служил средоточием всех медицинских знаний во всех улусах, в нём получали образование все калмыцкие эмчи.

Во времена Дондук-Омбо Эмчинов хурул стал располагаться в Ики-Цохуровском улусе. Самые известные и знаменитые калмыцкие эмчи этого хурула XIX века: гелюнги Носта и Зодбо. Среди донских калмыков в конце XIX - начале XX веков лучшим эмчи считался Дамбо Ульянов (1844 – 1913 гг.) из Эркетеновского хурула Сальских степей. В 1902-м году он издал «Трактат» о Калмыцкой и Тибетской медицинах в Санкт-Петербурге.

С Шакур-ламою в начале XVIII века также прибыл зурхачи (астролог) Арынг-Джалтын. У него было много учеников, которые расселились по всем улусам Калмыцкой степи. В каждом хуруле появились свои зурхачи. Самые знаменитые из них жили в Мало-Дербетовском улусе в Малом Шабинеровом хуруле, особенно славился зурхачи Боро-Мангна в XIX веке, его предки до 7-го колена были астрологами, и один из них первым из 7-ми учился непосредственно у Арынг-Джалтына.
Во 2-й половине ХIX века и в начале ХХ века в Калмыцких степях имелись следующие буддийские высшие учебные заведения: в Больше-Дербетовском улусе с участием старшего багши Санджи Сахулова (Очир-лама); в улусах донских калмыков с участием ламы Аркада Чубанова, а в дальнейшем ламы Менке Борманжинова; в Мало-Дербетовском улусе с участием Агвана Доржиева – представителя Далай-ламы XIII в России, а затем – Бадмы Боваева, автора поэмы «Услаждение слуха» и основателя газеты «Ойратские известия» вместе с Номто Очировым; в Ики-Цохуровском улусе с участием старшего багши Цагана Ользятиева.

В 1907-м году в урочище Амта-Бургуста Мало-Дербетовского улуса на родовых землях нойнакинов по инициативе Агвана Доржиева открыто буддийское высшее учебное заведение. Он же являлся его настоятелем с 1907 по 1911 год. Помощь в открытии данного заведения оказали владельцы улуса – князья Тундутовы.
На следующий 1908 год было открыто буддийское высшее учебное заведение в Ики-Цохуровском улусе в урочище Санзыр, куда направляли своих представителей терские, уральские и оренбургские калмыки, а также приезжали ученики со всех хурулов Калмыцкой степи.

В 1922-м году буддийское высшее учебное заведение из Мало-Дербетовского улуса переместилось в Ики-Чонос Манычского улуса, здесь же в 1920-х и 1930-х годах располагалась резиденция Шаджин-Лам калмыцкого народа.

Известными зурхачи и эмчи в Калмыцких степях, оказывающими разностороннюю помощь людям, были: багши Чоносовского хурула донских калмыков – Улан Адучинов, настоятель хурула в Шин-Мере Хара Балданов, багши Бага-Чоносовского хурула Манычского улуса Хёёчи Бабуркиев и многие другие.
Хёёчи Бабуркиев в 1931-м году был арестован по ложному обвинению. Он три месяца провёл в тюрьме г. Саратова, затем его отправили в Бутырскую тюрьму. Там он, применяя свои медицинские знания, помог многим людям. Об этом стало известно администрации тюрьмы. Однажды ему пришлось вылечить высокопоставленного партработника и крупного чина ОГПУ, поэтому Х. Бабуркиева освободили, он вернулся домой с бумагой за подписью «важных людей». В документе говорилось, что Бабуркиев может жить у себя в степи и лечить там людей.

Багши Улан Адучинов в 1919-м году вместе с гелюнгом Геленгякинского хурула Дорджи Бурметовым принял завещание Менке Борманжинова, умершего от тифа. После гражданской войны вёл полулегально буддийскую службу в Чоносовском хуруле, репрессирован в 1929-м году, сослан на Урал, затем – в Сибирь, в Тюменскую область.

После реабилитации калмыцкого народа лама Улан Адучинов вернулся в республику, жил в г.Элисте, принимал людей, составляя гороскопы, оказывал лечение по тибетским методикам, составил гороскоп на 2100 лет, оставил записи с разборами старинных шахматных партий, после смерти, по его завещанию, все его ритуальные принадлежности переданы в Иволгинский дацан. Своей подвижнической деятельностью в качестве гелюнга, эмчи и зурхачи лама Улан Адучинов помог многим людям.

После 1935 года из более 100 хурулов Калмыкии не осталось ни одного действующего. По всей стране шла антирелигиозная кампания.
Калмыцкая Буддийская община восстановлена в 1988-м году. Кушок Бакула Ринпоче, верховный лама провинции Ладакх Индии в тот период, в последующем – посол Индии в Монголии, в 1989-м году посетил Калмыкию. Это был первый визит монаха столь высокого ранга в Калмыкию после восстановления Калмыцкой Буддийской общины.

Первый визит Его Святейшества Далай-Ламы ХIV Тензин Гьяцо в Калмыкию состоялся в июле 1991 года, затем он посетил Калмыкию в сентябре 1992 года. Ко второму визиту Далай-Ламы ХIV на месте будущего комплекса Аршанского хурула был возведён летний храм (сюме).

В 1992-м году восстановлен институт Шаджин-Лам калмыцкого народа, Тэло Тулку Ринпоче – Верховный Лама Калмыкии.
В 2020-м году в Кетченеровском районе Калмыкии состоялось открытие – «Зулын гер» («Лампадного домика») на месте, где в 1907 – 1922-е годы располагалось буддийское высшее учебное заведение в урочище Амта-Бургуста, на родовых землях нойнакинов; в мероприятии участвовали Шаджин-Лама Тэло Тулку Ринпоче, гелюнги Центрального хурула, жители и гости нашей республики.