Правда жизни народного писателя

09-02-2023, 11:32 | Общество

По книгам Алексея Балакаева можно изучать историю калмыцкого народа. Они, как добрый путеводитель, покажут генеалогическое древо калмыцких ханов и, как летописец, расскажут о выдающихся сынах калмыцкого народа, чьи труды и ратные подвиги приумножили славу России. Особенно дороги и ближе нам его стихи, повести, пьесы и романы о современниках, людях XX века, с которыми он жил, страдал в Сибири, вернулся в родные степи. Вместе с ними возрождал экономику и культуру, национальное искусство и литературу.

Мое поколение помнит Алексея Балакаева по его песне «Элистинский вальс». Ах, как мы танцевали в годы нашей юности под эту песню! Честно признаться, танцевать-то мы умели не очень. Но музыка и слова так искренне и нежно захватывали тебя, и всем и каждому хотелось петь и танцевать, кружиться под этот вальс. Ведь совсем недавно мы вернулись из холодной Сибири, а теперь на родине было тепло и радостно. Мы снова вместе. Справедливость восторжествовала! Хочешь учиться, пожалуйста. Хочешь получить специальность – поезжай в любой город страны. Хочешь работать – иди в любую организацию. Везде нужны рабочие руки, работай, только не ленись. И это ощущение свободы и молодости окрыляло нас.

Тогда мы и не интересовались, кто написал эту песню, чья музыка. Просто она нам нравилась. И мы пели и танцевали под этот вальс. Прошло уже полвека. А песня звучит до сих пор. Звучит как гимн жизни, гимн молодости нашей. И сегодняшняя молодежь тоже считает ее своей. Им невдомек, что эта песня их бабушек и дедушек. Это замечательно, что песня продолжает жить, ее поет уже новое поколение, родившееся в другой эпохе.

Только теперь, с высоты прожитых лет, начинаешь осмысливать и понимать, как проникновенно и тонко можно уловить и выразить ощущение окружающего тебя мира, чтобы люди принимали слова поэта и музыку с радостью, как свои собственные.

В начале 60-х на русском языке в журнале «Юность» и в г.Элисте на калмыцком – публикуется повесть «Три рисунка». В образе мальчика-сироты Бори Гаряева мы узнаем свое детство холодных военных лет, лишенных родительской ласки, время надежд и ожиданий. Трогательная повесть Алексея Балакаева находит отзвук и вызывает живой интерес у читателей разных стран, потому что страдания, переживания и надежды юной души не имеют границ во времени и пространстве.

Нам она принадлежит лишь постольку, поскольку написана пером калмыцкого писателя про подростка в годы ссылки, которая совпала с войной. Чувства, переживаемые мальчиком, трогают сердце каждого человека.

Повесть «Три рисунка» – это трагедия одного человека, хоть и маленького. Она в рамках одной семьи, ограниченной небольшим миром её окружения.
Роман «Тринадцать дней, тринадцать лет» – это уже трагедия всего народа, когда поставлен вопрос о его физическом исходе. Это летопись о жизни калмыков в сибирской ссылке, написанная настолько правдиво и проникновенно, показывает замерзавших, но не заморозивших душу людей. Так выпукло и осязаемо, что и теперь даже послесибирское поколение это время исчисляет не цифрами, а пишет и произносит словами Алексея Балакаева. Так лучше приходит понимание длительности страданий и боли, терпения ссыльного народа, их надежды и веры.

Потому и вызывают они у молодежи не только сострадание, но и гордость за своих предков, прошедших это испытание, и желание быть достойными их мужеству и воле в борьбе за выживание, справедливость, добро и правду.

В г.Элисте, на восточной ее стороне, там, где начинается день, на высоком кургане стоит памятник Эрнста Неизвестного «Исход и Возвращение». Здесь мы ежегодно 28 декабря собираемся, зажигаем лампадки, поминаем умерших в Сибири и вспоминаем...

Александр Солженицын с печальной горечью заметил: «...Чем глубже в десятилетия, тем меньше осталось свидетелей, молва затихла и затемнилась, а летописей нет». Мне думается, что книга Алексея Балакаева «Тринадцать дней, тринадцать лет» – это и есть летопись, живая исповедь народа. Свидетельства очевидца, нет – пострадавшего, испытавшего на себе, душой и телом перенесшего, как и каждый из нас, все муки тех дней, тех лет. И эти свидетельства будут иметь большую юридическую и нравственную силу на суде Времени, чем немой памятник на кургане. Даже, если он и создан руками всемирно известного Неизвестного.
А как мы обрадовались, когда вышла в свет книга «Народный генерал» о Басане Бадьминовиче Городовикове, которую Алексей Балакаев выпустил почти сразу после «Тринадцати дней, тринадцати лет». Мысль сказать доброе слово о Городовикове, пока живы его современники, давно витала в воздухе. Об этом думал каждый, кто видел и знал его.

Эта книга о Городовикове, мана йоста хальмг. Его воля, честь и совесть принадлежали не только ему: он отдал их своему народу, возрождению родной степи. Эта книга – гимн жизни, гимн труду тех, кто вернулся из Сибири. Кто вместе с ним поднимал республику из руин, выращивал хлеб и скот, строил дома и школы, потому и назвал Балакаев его народным генералом. И памятник ему воздвигли в г.Элисте всем миром, на народные деньги.

Все мы живущие – в долгу перед лучшими сынами калмыцкого народа.

Алексей Балакаев жил с нами, среди нас. Рос вместе с нами писатель с поэтической душой. Рождалось его творчество, перерастая от поэзии к прозе. После писателя остаются книги, а не слова. В них дети и война, о том, как вели себя люди в тылу, в Сибири и в мирные дни после войны. В поэзии и прозе Балакаева мы видим то, какими хотим видеть себя. Эта линия жизни и привлекает к себе.

Он был добрым и мягким к людям. Не любил конфликтов. Но, когда нужно, был тверд в суждениях и принципах. Человек чувствительной и тонкой души, открытый ко всем, он был легко раним. Терялся, когда неожиданно для себя слышал грубость или обнаруживал поступок, недостойный привычному.

Судьба оказалась благосклонной к Алексею Гучиновичу. Он успел порадоваться встречам с земляками на малой родине, ходил вместе с ними по улице, которую назвали его именем. Был признанным народным писателем и избранным народным депутатом своей республики.

На днях я видел выставку книг в Республиканской библиотеке имени А. Амур-Санана, посвященную 95-летию А.Г. Балакаева. Эпиграфом выставки стали его слова: «Все написанное мною, – все народу я дарю». От себя библиотекари добавили: «Алексей Балакаев у нас самый читаемый. Для всех возрастов».
Остаться в памяти людской и быть востребованным, не это ли лучшее выражение правды жизни народного писателя.

Иван БАСАНГОВ,
заслуженный работник культуры РК,
почетный гражданин РК
(Из книги «И стало музыкою слово».)