И степи стали Родиной чеченцев

Мое детство прошло в селе. С тех пор помню, что рядом с нами всегда жили чеченцы. Они в своем большинстве работали в животноводстве. У моего отца, потомственного животновода, было немало знакомых чеченцев. Они иногда встречались, общались, делились новостями, помогали решать друг другу проблемы.
Дети чеченцев проживали в интернате нашего поселка, обучались с нами в школе, а некоторые из них предпочитали находиться в семьях местных жителей. Как, например, Сацита Ибрагимова, жившая у нас.
И позже, когда служил в армии, учился на Урале, тесно соприкасался с чеченцами. С сокурсниками из Чечни продолжаю поддерживать связи. Незадолго до начала пандемии с товарищем, также обучавшимся со мной на Урале, побывали у друзей в г. Грозном. Они заблаговременно подготовились к нашему приезду: забронировали номер в комфортабельном отеле, водили на различные культурные мероприятия, знакомили с достопримечательностями города.
Что касается сегодняшних дней, то еще с 90-х годов поддерживаю приятельские отношения с Умаром Эльжуркаевым. Он долгое время возглавлял чеченскую диаспору в Калмыкии. Затем, достигнув определенного возраста, передал бразды правления национального объединения Роману Исаеву, став его заместителем. Но он все также много ездит по Калмыкии, встречается с земляками, интересуется их проблемами, в силу возможностей старается решать их. Кроме того, Умар Мокаевич является советником председателя духовного Управления мусульман Калмыкии, членом президиума межрелигиозного Совета РК, членом Общественной палаты РК, советником по национальным вопросам Главы РК, руководит кружком по народным танцам при Доме детского творчества.
По его словам, наибольшее количество чеченцев в степной республике было зарегистрировано в 90-е годы – свыше 30 тысяч человек. Наплыв из Чечни объяснялся проходившими боевыми действиями на ее территории. Сейчас, когда там ситуация стабилизировалась, многие горцы вернулись домой, и сегодня в Калмыкии проживают немногим более трех тысяч чеченцев. Они по-прежнему в основном заняты в сфере животноводства.
Для Умара Мокаевича, как, впрочем, и для многих его соплеменников, Калмыкия является второй родиной. В нашей республике он живет ни много ни мало 47 лет! В том далеком в 1976-м году, он, уже отслужив в армии, приехал в наши степи навестить своих родственников, которые работали в Яшкульском районе. Здесь ему понравились люди, и он решил остаться жить в Калмыкии. А ему еще предложили работу в органах внутренних дел Калмыцкой АССР в должности офицерского состава, в 1986-м году Умар Эльжуркаев заочно окончил Волгоградскую высшую следственную школу при МВД СССР, получил диплом юриста по специальности «правоведение». Когда ему предложили должность участкового уполномоченного в п. Чилгир Яшкульского района, то многие отговаривали, считая поселок самым криминальным в РМО. «Проблем потом не оберешься», – предупреждали его. Но Умара, напротив, работа этим и заинтересовала. И он пошел в участковые. И через какие-то год-полтора п. Чилгир стал образцовым в сохранении правопорядка и обеспечении безопасности людей. А Умара Эльжуркаева признали лучшим участковым в Калмыкии. Он был уважаемым и известным человеком среди селян. Не зря они его избрали депутатом райсовета Яшкульского района.
В органах МВД Калмыкии Эльжуркаев работал до 1993 года, вплоть до перевода его на службу в Министерство внутренних дел Чечни. Но служить там долго не пришлось. Вскоре в 1994-м году началась первая чеченская война, его дом в результате боев был разрушен. Что делать? Пришлось с супругой и двумя малолетними детьми перебираться вновь в Калмыкию. В г. Элисте пошел к министру МВД Эрдни Бакланову. Генерал по-отечески встретил бывшего подчиненного, на свой страх и риск принял Умара Эльжуркаева на работу. В ту пору по министерству был разослан негласный приказ: чеченцев на работу не принимать! Но Эрдни Улюмджиевич знал и ценил Умара Мокаевича за предыдущую работу, поэтому направил его работать в Управление по борьбе с организованной преступностью.
Вспоминая минувшие годы, Умар Мокаевич говорит, что Калмыкия, ставшая родной, дважды подавала ему руку помощи, когда он нуждался в работе: в 1976-м и в 1994-м годах.
В 1996-м году Умар Эльжуркаев вышел на пенсию, но почивать на лаврах не пожелал. Активно включился в общественную работу. В том же году открыл Общественно-культурное объединение чеченцев и ингушей «Вайнах». Но это сегодня легко сказать, что открыл. Ситуация была сложная. На территории Чечни все еще было неспокойно, и, что греха таить, к чеченцам, причем мирным гражданам республики, у многих власть предержащих, особенно у правоохранителей, отношение было подозрительным. Вот почему Умару Мокаевичу пришлось пройти, что называется, все круги ада, чтобы создать объединение.
А потом началась конца и края не знающая работа. Эльжуркаеву, как главе диаспоры и первому представителю ЧР в РК, приходилось колесить по республике, объединять земляков, назначать на местах своих помощников, проводить с людьми беседы и собрания. О чем были разговоры? О том, что горцам надо консолидироваться, уважать российский и калмыцкие законы, принимать активное участие в созидательной работе, в проведении культурно-массовых мероприятий, сплачивающих народы.
В 2006-м году Умар Эльжуркаев провел в г. Элисте первый съезд чеченцев в РК, где присутствовали руководители Калмыкии, Чечни, представители диаспор г.г. Москвы, Санкт-Петербурга, ЮФО и других регионов страны. На форуме состоялись выборы главы национального объединения. На эту общественную должность вновь единогласно был избран Умар Эльжуркаев.
Много воды утекло с тех пор. Но эти годы были наполнены созидательной общественной деятельностью диаспоры под руководством Эльжуркаева. Не счесть, сколько тысяч километров по Калмыкии объездил, сколько населенных пунктов в местах компактного проживания земляков посетил Умар Мокаевич. А это, прежде всего, Сарпинский, Яшалтинский, Приютненский, Ики-Бурульский и Черноземельский районы республики. Еще диаспора принимает активное участие во всех российских, калмыцких и мусульманских праздниках, проводимых на территории РК. Об эффективности работы Умара Мокаевича красноречивее всего свидетельствуют его награды: две Благодарности Главы РК, а также свыше 30-ти Благодарственных писем и Почетных грамот от различных министерств, ведомств и организаций Калмыкии. Наш герой является лауреатом общественной премии «Олна Төлә» – «Общественное призвание».
Умар Мокаевич также тесно сотрудничает с исторической родиной, постоянно на связи с Министерством по национальной политике, внешним связям, печати и информации Чечни. Кураторы диаспоры одобряют ее деятельность в степной республике, направленную на дружбу со всеми народами РК. И, по словам Эльжуркаева, его земляки в Калмыкии полностью согласны с этим. Они считают, что в наше сложное время особенно важно прочнее крепить взаимопонимание между народами, как можно чаще писать и говорить об их достижениях во всех сферах жизни.
Соплеменники Умара Мокаевича за многие годы проживания на калмыцкой земле внесли большой вклад в развитие экономики и культуры степной республики. Сотни чеченцев прекрасно работали, да и работают сейчас в Калмыкии, были награждены за это орденами и медалями. Народный артист СССР, неподражаемый танцор с мировым именем Махмуд Эсамбаев неоднократно бывал в нашей республике, дружил с калмыцкими коллегами, был удостоен звания народного артиста РК, его именем названа одна из улиц в г. Элисте.
Наш разговор с Эльжуркаевым проходил накануне калмыцкого праздника Цаган Сар. В связи с этим Умар Мокаевич сказал, что диаспора примет активное участие в мероприятиях, посвященных празднику. А по окончании торжеств во многих чеченских семьях на праздничных столах наряду с их аппетитными блюдами, такими, как хингалш, жижиг-галнаш, будут дымиться ароматный калмыцкий чай, махан-шелтягян и золотистые борцоки.
Василий ШАКУЕВ