Поколение победителей

25-06-2024, 16:15 | История, Память


Боевые действия на реке Халхин-Гол продолжались с мая по сентябрь 1939 года. Победный исход этих сражений носил столь важный характер, что память снова и снова возвращает нас к опыту и урокам той короткой войны, подвигам советских и монгольских воинов.

Василий Церенов

Боевые действия на реке Халхин-Гол продолжались с мая по сентябрь 1939 года. Победный исход этих сражений носил столь важный характер, что память снова и снова возвращает нас к опыту и урокам той короткой войны, подвигам советских и монгольских воинов.

Военная обстановка на монголо-маньчжурской границе у реки Халхин-Гол резко обострилась весной 1939 года. Японцы, оккупировавшие в 1931 году Маньчжурию, потребовали передвинуть линию границы между Монголией и Маньчжоу-го, созданным ими марионеточным государством, к реке Халхин-Гол. Монгольская сторона ответила отказом, заявив, что землей не торгуют.
11 мая 1939 года японские подразделения напали на монгольские пограничные заставы. Части 57-го Особого корпуса РККА, находившиеся в Монголии в соответствии с протоколом о взаимной помощи, подписанным между Москвой и Улан-Батором, выдвинулись на помощь монгольским пограничникам. Начались боевые действия.
И здесь выяснилось, что японцы хорошо подготовились к войне в степной зоне. Так, они выкрасили всю боевую технику, включая телефонный провод, в незаметный на местности песчано-желтый цвет. Солдаты были обуты в легкие кожаные сапоги, каски, чтобы не блестели на солнце, обернуты хлопчатобумажным чехлом. Саперные лопаты сделаны из тонкого листа прочной стали. Защищаясь от пуль противника, они втыкали их на бруствер окопа и могли сквозь отверстие в левой части лотка наблюдать за ходом боя. У каждого солдата имелся марлевый накомарник, на руках перчатки. Гнус им был не страшен. Бойцы располагали запасом риса, консервов и спиртовкой, на которой подогревали себе пищу. У наших ничего подобного не было.
Полевая форма командиров советских подразделений резко выделялась от обмундирования рядового состава. В фуражках с блестящей звездой, биноклем на груди, планшетом на боку, они становились легкой мишенью для вражеских стрелков. Лишь горький опыт заставил сменить пилотки и фуражки на удобную в этих условиях панаму.
В первые дни боев инициатива оставалась за японцами. Они не случайно выбрали данный район для своей провокации. Подвоз вооружения, горючего, продуктов питания для советских частей сопровождался огромными трудностями. Ближайшая железнодорожная станция располагалась в 700 километрах от района боев. По словам Георгия Жукова, командующего советской армейской группировкой, даже дрова нужно было привозить за 600 километров. Вокруг Халхин-Гола лежали обширные солончаки. Источников пресной воды было крайне мало. Жара в те месяцы стояла изнурительная.
Георгий Жуков вспоминал, что ход событий позволил ему сделать несколько выводов: степные пространства требуют мобильных действий, тесного единства пехоты, артиллерии и авиации. Он также изменил порядок войскового снабжения. Прибыли свежие части, в том числе летчики, воевавшие в небе Испании и Китая.
Летчик-истребитель Евгений Степанов (позже – Герой Советского Союза) рассказывал, что 22 июня состоялась большая воздушная битва, в которой участвовала 95 советских самолетов и 120 японских. За время боя японцы потеряли 31 самолет, наши – 12.
Однажды в бою самолет Вячеслава Забалуева, командира полка, получил повреждение и приземлился на вражеской территории. Майор Сергей Грицевец посадил свой самолет рядом и вывез товарища.
Михаил Ююкин направил подбитый бомбардировщик на скопление японских войск. В одном полку с ним воевал Николай Гастелло, который в годы Великой Отечественной войны повторил этот подвиг.
3 июля японские войска захватили гору Баин-Цаган. Овладев доминирующей высотой, противник мог ударить во фланг и тыл основной группировки наших войск. Жуков с марша, не дожидаясь пехоты, бросил в бой 11-ю танковую бригаду комбрига Михаила Яковлева в составе 150 танков. Японцы пришли в замешательство. Танковая лавина была неудержима. Бой шел целые сутки. К утру 5 июля сопротивление противника было сломлено, однако и танкисты понесли тяжелые потери. Ключевую роль в этой имевшей важное значение победе, кроме танкистов 11-й бригады, сыграли бойцы 7-й советской бригады, располагавшей 154 бронемашинами, и 8-го монгольского бронедивизиона, вооруженного 45-мм пушками.
20 августа советско-монгольские войска перешли в наступление. Японские солдаты дрались отчаянно. «Становится жутко. Стоны и взрывы напоминают ад. Положение плохое, мы окружены», – писал в дневнике погибший японский солдат. 31 августа последние очаги вражеского сопротивления были сломлены. Константин Симонов, военный репортер, вспоминал, что окопы были буквально забиты телами погибших японцев.
Бойцы монгольских подразделений воевали храбро и участвовали во всех стадиях боев за Халхин-Гол. Маршал Х. Чойбалсан, посетив советские части, отметил тактические действия командования, мужество воинов и сердечно поблагодарил за верность обязательству и боевое товарищество.
Улюмджи Этенов, ветеран Халхин-Гола, рассказывал, что он помнит несколько десятков участников боев, призванных из Калмыкии. Среди них были и калмыцкие ребята, и русские парни. Особенно он выделял танкиста Мутула Муевича Калыкова из Бага-Чоноса.
Я попросил Олега Калыкова, главу села Бага-Чонос, рассказать об отце. Мутулу было около семи лет, когда в 1921 году умер его отец. Мать, с которой они остались вдвоем, тяжело заболела и в 1935 году ее не стало. Мутул к этому времени кончил школу и работал в родном колхозе учетчиком.
В 1937 году его призвали на срочную службу. Попал в Забайкальский военный округ. В полку его приметили и направили в танковую школу механиков-водителей. Служба давалась легко. Стал отличником боевой подготовки. Вскоре ему присвоили звание сержанта.
В конце июня 1939 года их бригаду подняли по боевой тревоге. Хотя личному составу не сообщили о маршруте движения, бойцы догадались, что путь лежит к берегам Халхин-Гола. Вокруг лежала сухая степь, точно такая, как в родной Калмыкии, в небе парили орлы. Танки шли на скорости. Перед рассветом, совершив бросок в 700 километров, достигли Халхин-Гола и с марша ринулись в атаку.
– Вперед! – воскликнул Медведев, командир танка.
И здесь на вершине песчаного бархана Мутул увидел японский танк.
– Калыков, бей!
– Держитесь! Иду на таран!
Передернув рычаги, Калыков с ходу врезался в правый борт японского танка. Раздался громкий треск...
– Калыков, цепляй! – крикнул Медведев.
Мутул действовал стремительно, выпрыгнув из танка, он быстро накинул трос на буксировочный крюк чужой машины. Затем, влетев в люк, потащил ее к своим позициям. Внутри танка находилось четверо японских танкистов, в том числе офицер, оглушенные ударом, они только приходили в себя. Это был танк командира роты.
За время боев на Халхин-Голе Мутул Калыков трижды горел в танке. Однажды, когда их танк загорелся, удалось пересесть на другую машину.
– Идем как-то в атаку, – рассказывал Мутул Муевич, – взобрались на холм и вижу в кустах вражескую батарею, невольно торможу.
– Чего встал? – кричит командир.
– Вижу японскую батарею.
– Испугался? Не вижу никакой батареи!
– Ладно, поехали.
Не успели и пяти метров проехать, как в танк влетело три снаряда. Чудом спаслись.
Позже Георгий Жуков, докладывая Сталину об итогах боев за Халхин-Гол, отметил, что танки БТ-5 и БТ-7 легко горят.
За проявленное мужество и героизм в боях за Халхин-Гол сержант Калыков был награжден орденом Красного Знамени.
Дома Мутула Муевича встречали как героя, односельчане подарили коня. С тех лет тема Монголии постоянно живет в их доме. Александр, младший сын танкиста, срочную службу проходил в Баян-Тумене, недалеко от Халхин-Гола. Побывал в Монголии и его брат Анатолий, награжденный медалью «За отвагу» при ликвидации Чернобыльской аварии.
В декабре 1941 года Мутул Калыков добровольно ушел на фронт. Сначала воевал в составе 110 Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии, потом в других частях. Его не стало в 1991 году. В селе Бага-Чонос имеется улица его имени.
По сведениям монгольских историков он также был награжден монгольским орденом «Алтан Гадас». Если это так, то награда осталась неврученной.
15 сентября 1939 года в Москве СССР, МНР и Япония подписали соглашение о прекращении военных действий.
Японские войска за время боев потеряли до 25 тысяч человек убитыми, советские безвозвратные потери составили 9,7 тысячи человек. В этих боях погибли и наши земляки. Допускаю, что приведенный список неполный.
Авдаев Церен, красноармеец, 11 танковая бригада. Пропал без вести 14 июля 1939 года в боях у реки Халхин-Гол.
Амбыков Такумай Каевич, красноармеец, 11 танковая бригада. 1917 года рождения, ст. Абганерово Ворошиловского района Сталинградской области. Калмык. Отец Амбыков Кай, там же. Призван Ворошиловским РВК. Погиб в бою у реки Халхин-Гол 14 августа 1939 года. Похоронен в братской могиле в районе боя.
Анджаев Манджи Цебекович, красноармеец, 82 стрелковая дивизия. Пропал без вести в бою у реки Халхин-Гол. Сарпинский район Калмыцкой АССР. (Получил ранение, но выжил. Награжден монгольским орденом Красного Знамени. Умер в 1983 г.).
Бадмаев Кекеже Манджиевич, красноармеец. 1916 года рождения, Яшкульский район Калмыцкой АССР. Погиб в августе 1939 года. Похоронен в братской могиле у реки Халхин-Гол.
Бакаев Бакры Хоманович, красноармеец, 80 стрелковый полк 57 стрелковой дивизии. Оргакинский сельсовет Троицкого района Калмыцкой АССР. Брат Бакаев Доди, там же. Призван Троицким РВК. Погиб в бою у реки Халхин-Гол 26 апреля 1939 года. Похоронен в братской могиле в районе боя.
Басхаев Манджи, красноармеец. 1917 года рождения, Яшкульский район Калмыцкой АССР. Пропал без вести в бою у реки Халхин-Гол.
Босхомджиев Гучн, красноармеец. 1917 года рождения, Яшкульский район Калмыцкой АССР. Пропал без вести в августе 1939 года в бою у реки Халхин-Гол.
Зулаев Иван Андреевич, красноармеец, 175 отдельный мотострелковый батальон 11 танковой бригады. 1918 года рождения, Ставропольский сельсовет Ставропольского района Куйбышевской области. Отец Зулаев Андрей, там же. Погиб в бою у реки Халхин-Гол 28 августа 1939 года. Похоронен там же в братской могиле. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Манджиев Эренцен Абканович, красноармеец, 15 отдельный батальон 57 стрелковой дивизии. 1917 года рождения, п. Цадыр Лаганского района Калмыцкой АССР. Отец Абканов Манджи Очирович, там же. Погиб 8 сентября 1939 года. Похоронен на дивизионном кладбище у реки Халхин-Гол.
Манджиев Манх (Манц), красноармеец. Юстинский район Калмыцкой АССР. Пропал без вести в августе 1939 года в бою у реки Халхин-Гол.
Мухлаев Бюгур Доржалович, красноармеец. 1916 года рождения, Манджикиновский сельсовет Приютненского района Калмыцкой АССР. Отец Мухлаев Доржал. Призван Приютненским РВК. Погиб 28 мая 1939 года в боях у реки Халхин-Гол. Похоронен в братской могиле.
Попеев Муутл Попеевич, красноармеец. 1915 года рождения, Приютненский район Калмыцкой АССР. Погиб в августе 1939 года. Похоронен в братской могиле у реки Халхин-Гол.
Победа на Халхин-Голе имела важные последствия. Получив наглядный урок, Япония так и не решилась вступить в войну против СССР. Советские бойцы и командиры приобрели боевой опыт, который пригодился им в самом ближайшем будущем. Монголия, верная заветам дружбы, оказала существенную помощь Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны. Кроме танковой колонны, авиационной эскадрильи, поставила на фронт полмиллиона монгольских коней, а также эшелоны продуктов питания и теплой одежды.
Будучи в Улан-Баторе, я не раз убеждался, что в Монголии бережно чтут память о нашем боевом братстве.
На снимках: Г.Штерн, Х.Чойбалсан, Г.Жуков. Июль 1939 г.;
Мутул Калыков. 1939 г.

Василий Церенов