Калмыки-разведчики в годы русско-японской войны

16-09-2024, 14:36 | История

В этом году исполняется 120 лет с начала русско-японской войны, участие в которой принимали и представители калмыцкого народа.

В театр военных действий из сальских степей 19 августа 1904 года отправились мобилизованные калмыки из Платовской, Денисовской, Иловайской и Кутейниковской станиц, которые к 30 июля прибыли на сборный пункт в Персиановку.
Бои в Маньчжурии были тяжелыми. Первый бой калмыков в составе 19-го ДКП с японцами произошел 17 октября 1904 года у деревни Лидиутун, в котором погибли Авга Шарапов, Кирсан Адьянов, Микул Уланов и были ранены Менько Цеденов, Бембе Жиров, Санджи Баранов, Церен Джамбинов. В дальнейшем калмыки в составе 4-й Донской казачьей дивизии вели сторожевую и разведывательную службу на правом фланге армии в течение ноября и декабря против крепко засевших в деревнях и окопах японцев, участвовали в охране тыловых коммуникаций и борьбе с японскими диверсионными отрядами.
В декабре 1904 года калмыки участвовали в рейде на Инкоу, а затем, в январе 1905-го, в тяжелых боях под Сандэту. Непосредственным участником этой военной кампании был Федор Ростовцев, который в своей книге «4-я Донская казачья дивизия в русско-японскую войну», вышедшей в свет в 1910 году, приводит сведения о калмыках.
Вот что он писал о действиях в разведке Бадьмы Шаргинова из 26-го ДКП с захватом японского обоза в январе 1905 года: «Лишь только Шаргинов подскакал к обозу и завернул его, на него понеслись четыре японских драгуна. Крикнув казакам о помощи, Шаргинов, не слезая с коня, снял винтовку, изготовился и стал поджидать врага. Японцы подошли близко. Шаргинов вскинул винтовку – и один из японцев свалился, как сноп, убитый наповал. Быстрый, как кошка, вскидывает винтовку второй раз и тяжело ранит второго японца, свалившегося тоже к ногам своей лошади».
Этот эпизод завершился захватом японского обоза и награждением Бадьмы Шаргинова Георгиевским крестом 4-й степени. В дальнейшем за мужество и храбрость, проявленные в боях с японцами, он был награжден Георгиевским крестом 3-й степени.
Один из фотодокументов в книге Ф. Ростовцева назван «19-го полка подъесаул Краснянский со своими разведчиками». На нем запечатлен разведотряд из шести человек. Среди них и три калмыка, успешно проводивших разведывательные действия в районе деревни Инаушенди в декабре 1904 года.
В феврале 1905 года началась грандиозная битва под Мукденом, которая к началу ХХ века была самым крупным сражением в военной истории. С обеих сторон участвовало по 300 тыс. солдат.
Чонкуш Алцадыков из 6-й сотни 26-го ДКП был награжден Георгиевским крестом 4-й степени за взятие в разведке в плен двух японских драгун. Эрдне Чунков (на снимке) из 26-го ДКП был награжден Георгиевским крестом 4-й степени «за мужество и храбрость в разведке у деревни Шахезды 13 апреля 1905 года». 14 июля 1905 года, находясь в разведке, погиб Юлюмжа Хорошкин из 26-го ДКП во время съемки плана местности.
По данным из книги Ростовцева, 15 калмыков были награждены Георгиевскими крестами за доблесть в боях с японцами. История службы калмыков в разведке, подвижном охранении войск и др. полна примерами героизма и беззаветной преданности своему долгу.
Мир с Японией был заключен 5 сентября (по старому стилю 23 августа) 1905 года в Портсмуте (США). Российскую делегацию возглавлял С. Витте. В результате подписания мира Россия признавала Корею сферой японских интересов и соглашалась установить в Маньчжурии принцип «открытых дверей», согласно которому эта часть Китая, находившаяся до того под русским влиянием, вовлекалась в зону свободной торговли, и, наконец, Япония получила часть острова Сахалин.
26 апреля 1906 года калмыки сальских степей прибыли в Новочеркасск и были распущены домой на два месяца, потом началась новая служба.
Война с Японией унесла 400 тыс. жизней. Многие герои остались безымянными, и только почти забытый в наши дни вальс «На сопках Маньчжурии» напоминает нам об этом...
В Порт-Артуре японцы обустроили русское воинское кладбище, воздвигли православный собор и памятник русским воинам. 10 июня 1908 года мемориал был торжественно открыт с приглашением русских дипломатов, священников и военных. Памятник, храм, русское воинское кладбище просуществовали в Порт-Артуре до 1955 года – момента, когда их во время «культурной революции» сильно разрушили китайцы.

Бембя ФЕДОРОВ