Собиратель калмыцких архивов
Архивы – это память народа. Проходят столетия, одно поколение сменяет другое, но память о каждом из них сохраняется в таком уникальном и бесценном источнике, как архивные документы. Сегодня хочется вспомнить о старшем коллеге, архивисте, первом после возвращения калмыков на родину из Сибири директоре архива Алексее Конторовиче Зундугинове.
Он родился 15 сентября 1921 года в станице Кутейниковской Зимовниковского района Ростовской области, в крестьянской семье. Отец умер в 1923 году, и на иждивении у матери осталось трое сыновей. Учился Алексей очень хорошо. В 1940 году окончил 9 классов Кутейниковской средней школы и сразу был принят слушателем третьего курса политпросветшколы в Элисте, по окончании которой в июне 1941-го был призван в ряды Красной Армии.
Военную службу А. Зундугинов начал курсантом 19-й военной авиашколы, формировавшейся в станице Пролетарской Ростовской области. В 1941-1942 годах эта школа находилась в составе действующей армии, и только что поступившие курсанты принимали участие в боях. После расформирования авиашколы в августе 1942 года был переведен в Краснодарскую авиашколу в г. Пугачев Саратовской области. «Я был и летчиком, и штурманом, – вспоминал о тех днях Алексей Конторович. – Мы часто вылетали за линию фронта на разведку. Когда немцы стали подходить, нас отправили в Саратовскую область в Пугачев, там Краснодарская школа пилотов уже была. Здесь мы летали на ЯК-1, ЯК-3, некоторые на И-16 летали».
В начале 1943 года курсанты 19-й авиашколы были переведены в 3-ю Ибресинскую авиационную школу на станции Ибреси Чувашской АССР. Они усердно обучались, чтобы стать высококлассными летчиками, но весной 1944 года начался второй этап депортации калмыцкого народа, который коснулся командиров, политработников, рядового и сержантского состава.
В июне 1944 года А. Зундугинов был отозван с военной службы и направлен на станцию Половинка Пермской области, где были сконцентрированы снятые с фронтов калмыки – военнослужащие сержантского и рядового состава, пополнившие рабочие бригады строителей Широковской ГЭС. В Широклаге он находился до июля 1945-го, после чего в соответствии с положением спецпереселенца был направлен в Омск к месту проживания матери.
Здесь, в январе 1946 года, Алексей Конторович поступил на курсы по подготовке учителей семилетних школ при Омском областном институте усовершенствования учителей, по окончании которых с октября 1946-го по март 1948-го работал учителем истории и географии в совхозе №5 Ульяновского района Омской области. В 1948-1950 годы А. Зундугинов работал учителем в плодосовхозе Омского городского треста столовых.
История была его самым любимым предметом, он всегда интересовался историей калмыков, монголов, сарматов и скифов. Свои уроки в школе старался проводить увлекательно, развивая у учащихся интерес к историческим знаниям. Позже в связи с тем, что он был спецпереселенцем, учительство пришлось оставить. Так как он был хорошим математиком, стал работать бухгалтером на Омской лесоперевалочной станции. С января 1953 года по март 1957 года работал бухгалтером 3-й дистанции Омской железной дороги.
После восстановления Калмыцкой автономной области А. Зундугинов вместе с семьей вернулся в Элисту и с июля по сентябрь 1957-го работал экспедитором оптовой базы облпотребсоюза. Распоряжением Калмыцкого областного исполнительного комитета от 31 марта 1957 года был воссоздан Государственный областной архив Калмыцкой автономной области, подчиненный архивному отделу Управления внутренних дел Ставропольского крайисполкома, начальником которого в октябре 1957 года был назначен Алексей Зундугинов. В связи с преобразованием Калмыцкой автономной области в Калмыцкую АССР и соответствующим преобразованием Центрального государственного архива (ЦГА) Калмыцкой автономной области в ЦГА Калмыцкой АССР 4 марта 1959 года А. Зундугинов был утвержден Советом Министров КАССР руководителем ЦГА Калмыцкой АССР.
В начальный период восстановления республики (1957-1960) государственные и ведомственные архивы, подобно другим учреждениям и организациям, испытывали острую нехватку квалифицированных кадров, дефицит площадей для размещения документов. Ввиду этих и других объективных причин организационный период деятельности государственного архива был сопряжен с большими трудностями. При создании госархива руководство автономной республики поставило две первоочередные задачи: строительство здания для государственного архива и передачу архивного фонда Калмыцкой АССР из Астрахани. Начальнику госархива А. Зундугинову стоило немалых усилий найти помещение для размещения сотрудников, а штат архива тогда состоял из трех человек.
С первых дней на посту руководителя ЦГА Калмыцкой АССР Алексей Конторович показал себя умелым и талантливым организатором, он сделал возможным возвращение документов по истории калмыков из Астраханского областного государственного архива. Работа архивистов в то время была сопряжена с большими трудностями. Так как строительство здания в тот период было практически невозможным, поступавшие из Астраханского областного архива документы складывались в имеющемся небольшом помещении. В октябре 1959 года он добился выделения ЦГА КАССР помещения площадью 97 кв.м, и после проведенного капитального ремонта здания Центральный государственный архив Калмыцкой АССР стал полноценно функционировать.
Главной задачей для государственного архива стало выявление профильных фондов и организация приема архивных документов из архивов соседних краев и областей, осуществлявших работу с документами на территории ликвидированной республики в период депортации калмыцкого народа. В течение 1958-1959 годов госархив КАССР осуществлял прием-передачу дел из Астраханского областного государственного архива, всего было передано около 50 тыс. дел. В апреле 1960 года Астраханский областной государственный архив передал дополнительно еще 19 фондов в объеме 5700 дел за 1797-1918 годы.
В 1962 году Алексей Конторович, осуществляя свою мечту стать историком, поступает в Московский историко-архивный институт. Совмещать работу и учебу было очень сложно: постоянные командировки в разные города, переговоры по передаче документов, работа по их оформлению, хозяйственно-бытовые дела архива отнимали много времени. Проучившись в институте полтора года, ему пришлось оставить учебу и полностью посвятить себя работе по возвращению уникальных документов по истории калмыцкого народа.
К 1962 году ЦГА Калмыцкой АССР были полностью приняты документы Калмыцкого архива, научно-справочной библиотеки из Астраханского областного государственного архива, отдельных фондов из Сталинградского областного краевого госрхива. Приему документов предшествовали длительные командировки А. Зундугинова, старшего научного сотрудника А. Наберухина в Астраханский, Сталинградский облгосархивы для подготовки документов к перевозке в Элисту. Наиболее значительным пополнением научно-справочной библиотеки архива явилось поступление в 1962 году полного собрания законов Российской империи из дублетного фонда Всесоюзной библиотеки им. Ленина, пользующееся и в настоящее время постоянным спросом у исследователей.
Сформировав историческую часть архивного фонда, коллектив во главе с А. Зундугиновым начал планомерную работу по организации учета и обеспечению сохранности документов, созданию и усовершенствованию научно-справочного аппарата, всестороннему использованию документов. К началу 1963 года в госархиве хранилось свыше 60 тыс. дел. В связи с восстановлением автономии и возвращением калмыков из мест ссылки в архив непрерывным потоком поступали запросы социально-правового характера. Так, в 1960 году было исполнено 1 737 запросов, поступивших в архив в 1957-1960 годах. Документы Центрального госархива Калмыцкой АССР были широко использованы учеными республики в изданных в 1966 году «Очерках истории Калмыцкой АССР» (в 2-х томах), сборнике документов «Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также фундаментальной трехтомной «Истории Калмыкии с древнейших времен и до наших дней», вышедшей в 2009 году. На основе возвращенных документов калмыцкого архива учеными подготовлено и защищено большое количество кандидатских и докторских диссертаций, написаны десятки монографий и выпущены сборники документов.
Архивисты конца 50-х – начала 60-х годов прошлого века в тяжелых условиях восстановительного периода заложили фундамент формирования архивного фонда республики. Возглавивший Центральный государственный архив Калмыцкой АССР в самое трудное время, А. Зундугинов проработал там до марта 1965 года. Еще на строительстве Широковской ГЭС, где его выбрали комсоргом, умелое руководство коллективом, забота о личном составе были отмечены начальником подкомандировки. Алексея Конторовича отличали лидерские качества, быстрота принятия решений, самодисциплина, умение находить выход из сложного положения.
Архивисты Калмыкии помнят и чтят память об Алексее Конторовиче Зундугинове – активном организаторе архивной службы в республике.
Эльза Илюмжинова,начальник отдела по делам архивов аппарата правительства Республики Калмыкия