Государственный человек
22 октября исполнилось 90 лет со дня рождения Александра Борисовича Очирова. Заглянул в интернет, хотел узнать, какая там информация об этом человеке. Совсем мало: механик машинно-дорожной станции, завмастерскими совхоза, главный инженер автобазы, работа в «Сельхозтехнике», директор совхоза «40 лет ВЛКСМ», первый секретарь Яшкульского райкома КПСС, второй секретарь Калмыцкого обкома КПСС, награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Сухие скудные строчки, не рассказывающие практически ничего о большой личности из числа тех, кого в старину звались «сән залу». Наверное, можно перевести это определение как выдающиеся мужчины, люди, от которых зависела судьба рода, племени, Хальмг Таңһч.
Там, где судьба дала ему возможность реализовать полностью свои лучшие качества как руководителя, как лидера (совхоз «40 лет ВЛКСМ», Яшкульский район), народ, простые люди, старшее поколение при упоминании о нем буквально меняются: скупые на похвалу они искренне и эмоционально говорят о нем не только как об эффективном руководителе, но и как о справедливом и сильном человеке. Воспитанник Басана Бадьминовича, он мог и умел работать, работать с высоким коэффициентом полезного действия, при этом видел и понимал чаяния простых людей.
Александр Борисович мог возглавить республику, но, увы, более приемлемой кандидатурой для Старой площади (там находился ЦК КПСС) тогда оказалась другая персона. Этим, как сейчас очевидно, был предопределен отрицательный вектор последующих событий в Калмыкии.
Когда он руководил Яшкульским районом, я был школьником и не вполне осознавал все те позитивные перемены и изменения, что начались в Яшкуле и районе. Лишь по истечении времени пришел к пониманию, что тогда, с 1973 по 1978 год, была создана материальная, экономическая основа успешного существования района, его жителей до настоящего времени. Для яшкулян это было время созидания!
Уже будучи депутатом Верховного Совета Калмыцкой АССР, я начал общаться с Александром Борисовичем, который с большой симпатией отзывался о моем отце. Вообще, тогда был сформирован костяк директорского корпуса в сельском хозяйстве района: помимо отца, это Валерий Петрович Богданов, Александр Шардаевич Сангаджиев, Петр Эренценович Цебиков, Борис Дербенович Мантеев, Иван Басангович Утаев и др. Положительные изменения происходили в других сферах, чему способствовала и эффективная работа председателя райисполкома Дмитрия Емельяновича Сопельняка.
Говоря современным языком, это была команда, команда, которой, увы, не удалось сыграть свою игру. Так бывает, и не так уж редко...
В 1983 году (мне тогда было 20 лет) Александр Борисович был переведен на хозяйственную работу, по сути снят с должности. Я присутствовал при разговоре моего аавы Салдыса Дельдиновича Петрова со своим близким, младшим родственником, входившим в республиканский истэблишмент, где прозвучал контекстом укор: как так получилось, что Очирова сняли, ведь он г о с у д а р с т в е н н ы й человек. Это так было сказано аавой, в это определение он вкладывал самый положительный смысл.
Мы уже в XXI веке, в новом тысячелетии. Прошло чуть более 40 лет с момента ухода Александра Борисовича в 1983 году с высокой, ключевой тогда должности, 32 года, как он ушел из жизни, но по сей день при упоминании его имени лица большинства людей, знавших и помнящих его, начинают светлеть, и в их словах чувствуются искреннее уважение, любовь к нему и одновременно ощущение неправильности его судьбы. В этой эмоциональной реакции нет жалости, нет! Только уважение к калмыцкому залу, сән залу, хоть и погибшему, образно выражаясь, в схватке, но не потерявшему свою честь, свое достоинство!
Именно так и бывает: в положительной памяти народа остаются лишь настоящие лидеры, те, кто следовал клятве богатырей из «Джангара», посвятив страсть свою, силы свои державе родной! Именно таким лидером был Александр Борисович Очиров.
Юрий СЕНГЛЕЕВ