«И вернуть мне сияние дня, луг цветущий и бабочку мая…»

29-10-2024, 13:55 | Культура

Как-то я была на выставке художника, преподавателя детской художественной школы им. Г. Рокчинского Виктора Совы. Он не только представил свои работы, но еще провел мастер-класс для школьников. На глазах изумленных ребят Виктор Кузьмич на листе бумаги, прикрепленной к доске, за час написал акварелью букет хризантем, стоявший на столе.

Ребята старались поспеть за художником, внимательно слушали его рассказ о красках, пытались следить за его кистью и повторять за ним… Художник так просто и доступно рассказывал и объяснял, что я поняла: он еще и незаурядный педагог. Это был урок профессионала! И главное, что дети вынесли из этой встречи, – красота доступна каждому, нужно только уметь увидеть ее.
Виктор Сова воспитал целую плеяду калмыцких художников, среди которых Валерий Яшкулов, Мерген и Джангар Мошулдаевы, Юрий Хаджинов, Татьяна Сураева, Олег Чудутов, Басан Чурюмов, Герля Нурова, Дельгир Васькина. Они считают, что именно благодаря педагогическому таланту своего учителя они стали художниками. Проще говоря, на фотографии в честь юбилея ДХШ рядом с Виктором Кузьмичом 300 выпускников.
Виктор Сова – заслуженный работник культуры РФ и Калмыкии, член Союза художников России. Рожденный в 1941 году, он и по возрасту, и по творчеству патриарх среди художников Калмыкии. Приехал в Калмыкию в далеком 1959-м, вот и считайте…
Как художник Виктор Кузьмич мастер многоплановый – график, скульптор, художник, прикладник, ювелир. Его картины охотно покупают в России, да по всему миру разъехались его работы. Оправленные в классические рамы из итальянского багета, они как голос неувядающей жизни. Творчество Виктора Совы, мне кажется, пришло из той эпохи, когда время текло безмятежно. Он любитель гулять с альбомом и красками в полях и дубравах. А еще наделен даром остановиться и увидеть. Увидеть, как осеняет землю сад таинственной листвой, как травы и цветы, рожденные в чистом поле, колышутся у ног, а в небе на ветру качается молодой месяц – это я рассказываю вам сюжеты картин. Натюрморты художника из той глуши времен, когда у нас было в обычае ездить в поля, чтобы собрать цветы и поставить их дома в вазы, пить вечерами чай с самоваром за долгими разговорами. Именно такие чувства рождают его картины «Ирисы», «Розы», «Пионы», «Вечерняя дорога». Букеты из простых полевых цветов, им самим собранных: мальвы, ромашки, шалфей, цикорий. С какой любовью они написаны, как тонко мастер передает акварелью цвета, прозрачность лепестков, нежность первой зелени, сколько поэтической тишины в его картинах, несуетливости, ощущения жизни как бытия.
Особенно любит художник осенние цветы («Астры», «Хризантемы», «Желтые дубки»). Как пылают они на его картинах последней красой перед ненастьем поздней осени. С каким мастерством художник пишет осенние плоды: тыквы, что выросли на дачах в Аршане, яблоки, что созрели в садах Вознесеновки. А опята, что выросли в октябре в наших лесополосах! Акварелью и тончайшей кисточкой прописывает художник нечаянно прилипшие к ним листики и веточки.
Мастер красками на пленэре творит природу сызнова. Во всех его картинах присутствует мыслящий и чувствующий человек, дарящий нам свое восхищение природой. Он ее одухотворяет, она у него живой организм. Поэтому у него стекло блестит прозрачно и легко, а неба «густая синева ложится зайчиками наземь и пачкает нам рукава». Художник ничего не добавляет к тому, что он видит. Когда смотришь на его блистательные акварели, возникает чувство, что мы вместе с ним смотрим в мир. Он приглашает нас разделить с ним восторг перед простыми радостями, которые дает нам природа. Удивительно, но у маэстро нет зимних пейзажей, как я его понимаю: «...земля мертва, и белый плащ на ней…» Так писал Шекспир в сонетах. Натюрморты В. Совы напоминают «в стужу и мороз о том, что лето было на земле».
Виктор Сова в своем творчестве несет дыхание классической русской живописи. Его картины родом из наследия русских художников начала ХХ века. Кончаловский, Юон, Герасимов, Пластов – художники, рассказавшие нам о простых вещах. Как и они, Виктор Сова приглашает понять нашу духовную связь с природой. Поэтому его акварели и сегодня останавливают всякого, кто бросил взгляд на них.
Замечательная особенность творчества Виктора Кузьмича еще и в том, что он пишет для себя, потому что без живописи не мыслит жизни. Он пишет, никуда не торопясь, не думая о том, купят его работу или нет. Он просто рисует, потому что именно так он понимает, что живет. И в этом сила его натюрмортов и пейзажей.

Гюльфери АККОЧКАРОВА, член Союза журналистов России