Тарифы коммунальных услуг станут долгосрочными

22-04-2015, 15:20 | Экономика

Вчера под председательством премьер-министра РК Игоря Зотова состоялось очередное заседание Президиума республиканского правительства. Темой разговора стал вопрос о долгосрочном тарифном регулировании в области коммунальных услуг, докладчиком по которому выступила председатель региональной службы по тарифам РК Светлана Доногруппова.
Как было отмечено ею, в соответствии с федеральным законом переход на долгосрочное тарифное регулирование в сферах тепло-, водоснабжения и водоотведения планируется завершить к 1 января 2016 года. На федеральном уровне в рамках долгосрочного регулирования состоится переход от одногодичного установления предельных тарифов по отраслям на долгосрочное регулирование темпов изменения платы граждан за коммунальные услуги. На региональном уровне: от регулирования затрат (расходов) к долгосрочному комплексному регулированию.
По данным мониторинга ФСТ России на март 2015 года на долгосрочное тарифное регулирование перешли далеко не все организации. Как заметила Светлана Доногруппова, в целях соблюдения срока по переходу на долгосрочное тарифное регулирование показатели указывают на необходимость проведения масштабной работы в течение 2015 года.
Подготовительная работа в этом направлении РСТ РК проведена, так на 2014 год прекращена практика применения перекрестного субсидирования на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Ликвидация перекрестного субсидирования позволяет в дальнейшем решать задачи по модернизации и повышению энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в том числе открывает перспективы для возможности применения долгосрочных параметров регулирования деятельности предприятий коммунальной сферы.
Сам процесс начнется с января 2016 года. При этом, как рассказала докладчик, будут применяться следующие методы регулирования - метод доходности инвестированного капитала, метод индексации установленных тарифов и метод сравнения аналогов (только в сфере теплоснабжения). В этих условиях возрастает ответственность региональных органов власти за принимаемые решения в сфере территориального, бюджетного планирования и тарифного регулирования.
Сегодня на федеральном уровне нормативная правовая база, регламентирующая переход к долгосрочному тарифному регулированию в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в целом сформирована и принята. В основу тарифных решений закладываются три основных элемента - программы комплексного развития, схемы (тепло-, водоснабжения и водоотведения) и инвестиционные программы, принимаемые органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Анализируя текущее состояние в Республике Калмыкия по подготовке к переходу к долгосрочному тарифному регулированию, председатель РСТ РК отметила, что Программы комплексного развития утверждены (на декабрь 2014г.) в 11 из 17 муниципальных образований (МО) Республики Калмыкия (65%), в которых осуществляется государственное регулирование. В трех муниципальных образованиях (Элистинское, Виноградненское и Комсомольское) программы действуют до 2015 года.
Схема теплоснабжения утверждена только в городе Элисте из необходимых 5 муниципальных образований РК. Схемы водоснабжения из 16 утверждены в 10 муниципальных образованиях РК (62,5%). Схемы водоотведения из 5 утверждены в 3 муниципальных образованиях РК (60%)
Основными общими недостатками разработанных и утвержденных схем водоснабжения и водоотведения является отсутствие мероприятий по техническому обследованию систем центрального водоснабжения и водоотведения; основных направлений, принципов, задач развития; нет предложений по строительству, реконструкции и модернизации, соответственно нет оценки объемов капитальных вложений, целевых показателей развития систем водоснабжения и водоотведения и др (исключение город Элиста). Кроме того, было отмечено, что инвестиционные программы и концессионные соглашения на долгосрочный период отсутствуют.
Тему продолжила министр ЖКХ и энергетики РК Нелли Ткачева, выступившая по вопросу развития жилищно-коммунального хозяйства в части привлечения частных инвестиций.

Татьяна ЧУДУТОВА