Прототип сотника Маркусова из повести «Девичья честь»

13-02-2025, 14:46 | Память

«Выдающимся является лишь такое произведение
искусства, которое одновременно представляет собою
и символ, и точное выражение действительности».
Ги де Мопассан


У многих литературных персонажей есть реальные исторические герои. В повести «Девичья честь» калмыцкого писателя Санджи Балыкова одним из действующих лиц является сотник Василий Маркусов.
Вот как описывает его писатель: «В январе приехал в Богла прославленный подвигами подхорунжий Маркусов. Станичный атаман на сборе уже несколько раз оглашал благодарность наказного атамана лихому станичнику. Маркусов был сосед и дальний родственник Цагакова. Грудь Маркусова была увешана боевыми наградами – четырьмя Георгиевскими крестами и четырьмя медалями. Небольшого роста, аккуратный и красивый лицом, Маркусов своими крестами и медалями произвел на хуторцев большое впечатление. Хата его старых родителей не могла вместить желающих собственными глазами увидеть своего хуторского героя. Из уст в уста передавалось, что сальский окружной атаман, когда Маркусов вошел в окружное правление, скомандовал громко: «Встать герою!» и что все чины окружного правления вскочили и застыли».
В этой повести точно отражены быт и обычаи калмыков, исторические события, хорошо показаны характеры главных героев. Прототипом сотника Маркусова является Василий Эрастович Урхусов – герой Первой мировой войны, полный Георгиевский кавалер из 9-го Донского казачьего полка.
Сотник Урхусов был родом из Богшургакинского аймака (Денисовская станица) Сальского округа Области Войска Донского. С началом Гражданской войны в 1918 году Василий Урхусов участвовал на стороне белого движения, в 1919 году раненым попал в плен к красным и был зарублен шашками. В Элисте проживают родственники героя Урхусова.
В той же повести о его ранении повествуется так:
«– А как наши боглаевские ребята – члены «боевой группы», все ли живы и здоровы, помнят ли нашу идею об изгнании красных только за границы казачьих земель и об объявлении казачества самостоятельным государством? Маркусов-то тут?
– Маркусов был ранен под Ольгинской и эвакуирован. Если не остался где-то в лазарете, то где-то тут с беженцами едет…»
Уход калмыков из Новороссийска в повести показана следующим образом:
«– Пусти, пусти меня, Отха! Хочешь жить, оставайся одна, меня пусти, я офицер, пощады не будет, будут бить, мучить, издеваться, в тюрьме сгноят, Бадня и Зиндмя правильно…
– Не надо, стой, ты офицер из простых, ты не кадет, в море раки будут сосать, пусть лучше люди убьют, а не убьют, так всякая жизнь лучше смерти, побои заживут, позор забудется, – скороговоркой твердила женщина, не пуская мужа.
Наконец, поддаваясь противодействию жены и уговорам других калмыков, он перестал рваться и, скинув свою хорошую шинель, надев какой-то старый кафтан, скрылся в гуще толпы, прихрамывая на одну ногу. Это был сотник Маркусов и его жена Отха».
Создавая свое произведение в эмиграции, писатель Санджи Балыков понимал, что родственники Василия Урхусова остались в советской России, и, чтобы не навлечь на них участь сотника, изменил его фамилию на Маркусов, хотя другие исторические деятели в произведении с подлинными именами: Ока Городовиков, Харти Кануков, Кирсан Илюмжинов, Василий Хомутников, Гавриил Тепкин, Менке Борманжинов и др.
Добавлю, что о подвигах Василия Урхусова в Первую Мировую войну есть сведения в приложении газеты «Донские областные ведомости» (№38 от 29 ноября 1915 года), в книге историка Константина Максимова «Калмыки в составе Донского казачества (XVII – середина ХХ в.)», изданной в Ростове-на-Дону в 2016 году.
В 2012 году по повести Санджи Балыкова «Девичья честь» (перевод на калмыцкий язык Сергея Мучиряева) в Национальном театре им. Б. Басангова был поставлен одноименный спектакль (режиссер-постановщик Василий Пектеев), в котором роль сотника Маркусова исполнил заслуженный артист Калмыкии Санджи Пурсяков.
Бембя ФЕДОРОВ