Трудовой подвиг Калмыкии

С первых дней Великой Отечественной войны нашу республику охватил большой патриотический подъем. Особое внимание обращено на мобилизацию военнообязанных и призывников, а также на обеспечение Красной Армии техникой, лошадьми, организацию сбора теплых вещей, денежных средств и продуктов питания, строительство оборонительных сооружений. В первые месяцы войны Калмыкия направила в РККА более 16 тыс. лошадей, около 700 автомашин и 100 тракторов.
Жители Калмыкии, оставшиеся в тылу, вносили свой вклад в укрепление обороноспособности страны, в частности, на стройках стратегического значения. Так, государственные и партийные органы республики в соответствии с решением ГКО и ЦК ВКП(б) от 16 августа 1941 года приступили к организации строительства отведенного участка на железнодорожной линии Астрахань – Кизляр протяженностью 356 км, имеющей важное стратегическое значение.
В конце сентября 1941 года ГКО поручил Калмобкому ВКП(б) и СНК КАССР построить на территории республики три оперативные площадки – взлетно-посадочные полосы для боевых самолетов. В течение недельного срока, вдвое меньше установленного, силами пяти отрядов бойцов народного ополчения (5-6 тыс. человек) удалось построить пять площадок и сдать комиссии ВВС для эксплуатации. При каждом временном аэродроме были подготовлены бензоемкости, жилые и подсобные помещения.
Кроме того, в начале ноября 1941 года Калмыцкая АССР по решению ГКО включилась в строительство Донского оборонительного сооружения. 10 тыс. рабочих, колхозников, служащих, студентов Калмыкии, пройдя 250 км походным маршем до пункта назначения, к январю 1942 года выполнили огромный объем земляных работ. Они вынесли и перебросили свыше 1,5 млн кубометров грунта, т.е. в среднем на каждого пришлось по 145-150 кубометров (3-4 дневные нормы). Несмотря на все трудности зимнего и военного времени, уроженцы Калмыкии успешно справились с правительственным заданием. Коллективу строителей командование 8-ой саперной армии объявило благодарность, а 32 наших земляка были представлены к государственным наградам.
Между тем в Калмыкии население продолжали трудиться под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». С наступлением 1942 года республика, напрягая все силы, увеличила поставки фронту. К 1 августа было сдано государству мяса вдвое больше плана – 11,1 тыс. тонн. Предприятия рыбной промышленности, рыболовецкие колхозы, включившись в социалистическое соревнование, в Урало-Каспийском бассейне заняли первое место по итогам работы за первое полугодие 1942 года.
В связи с вторжением немцев в Калмыкию и их попыткой прорваться на Астраханском направлении началось возведение обводных оборонительных сооружений с юго-западной стороны Астрахани. Для этого в порядке мобилизации были привлечены и жители Калмыцкой АССР. Согласно постановлению Совнаркома КАССР от 13 октября 1942 года, Юстинский, Приволжский и Долбанский улусы направили на строительство астраханских рубежей тысячу рабочих и сто подвод с верблюжьей упряжью. Всего в возведении Астраханского внешнего оборонительного обвода принимали участие более 3 тыс. жителей республики.
Значительную помощь Красной Армии республика оказала прямыми поставками на фронт, тем более, что с августа 1942 года бои развернулись уже на территории самой Калмыкии. Только в августе-октябре республика отправила в действующую армию 3 655 лошадей (из них 2 838 в 110-ю ОККД), 385 верблюдов, 28 автомашин, 22 гусеничных трактора, 121 повозку с парной упряжью.
Отдельно следует сказать о сборе средств на танковую колонну «Советская Калмыкия» и эскадрилью «Калмыцкий комсомолец». Так, к концу ноября 1941 года на изготовление танков было сдано свыше 3,7 млн рублей, а самолетов – 1,5 млн. Процесс сбора пожертвований для Красной Армии продолжался и после освобождения части территорий Калмыкии от фашистских захватчиков. Только на изготовление танков к 1 июля 1943 года было собрано более 8 млн рублей. С большим патриотическим подъемом прошла подписка на второй военный заем: только за три дня сумма подписки составила 22 млн рублей. В последние месяцы 1942 года население неоккупированных улусов собрало пять вагонов подарков воинам 28-й и 51-й армий, два вагона бойцам других объединений, 4 тыс. индивидуальных подарков десантникам 34-й гвардейской дивизии.
Сегодня мы продолжаем открывать малоизвестные и незаслуженно забытые страницы истории калмыцкого народа. Наш долг, дело чести нынешних поколений восстановить правду истории, не оставить без внимания ни одного человека, воздать должное каждому за вклад в нашу Великую Победу. Надо сделать так, чтобы слова «Ничто не забыто, никто не забыт» были не просто лозунгом юбилейных дней, а девизом, смыслом нашей жизни.
В связи с этим Калмыцкое региональное общественное движение «Ветераны строительства и обороны фронтовой железной дороги Астрахань – Кизляр в годы Великой Отечественной войны в период 1941-1943 годов» вносит предложение об учреждении Дня памяти героического трудового подвига народов Калмыцкой АССР в годы Великой Отечественной войны. Предлагаем эту дату установить 30 сентября, ибо в этот день вышло постановление Калмыцкого обкома ВКП(б) и Совнархоза КАССР «О строительстве новой железной дороги Астрахань – Кизляр».
Сергей КУКУЕВ, председатель совета движения КРОД «СОФЖД Астрахань – Кизляр»