Он прошел от Волги до Берлина

10-06-2015, 20:51 | Общество

Он прошел войну от Сталинграда до Берлина, получил три ранения, был парализован, но считает себя счастливым человеком. Знакомьтесь: Федор Владимирович Комаров, награжден орденом Славы III степени, орденом Отечественной войны II степени, медалями "За отвагу", "За оборону Сталинграда", "За взятие Берлина" и многими другими.
Родился в с. Ленино Енотаевского района Сталинградской области 18 июня в 1925 году. Помимо него в семье было еще пятеро детей, мать с отцом работали в колхозном огороде. Закончив 5 классов, Федя устроился мотористом.
Началась война. Федора призвали в Красную Армию 21 ноября 1942 года. Сразу после полуторамесячного курса молодого бойца его отправили в Сталинград. Новобранец был
определен в 3-й батальон 62-й Армии. Той самой, которой командовал легендарный генерал Чуйков. Служил связистом.
Бои шли за боями, Мамаев курган переходил из рук в руки. Волга была красна от крови. Это был стратегически важный объект, с этой возвышенности весь город виден, как на ладони. Однажды молодой связист понес срочное сообщение в соседний батальон. Уже на подходе к своему подразделению попал под ураганный обстрел. Ударило в каску, рассекло бровь, временно лишило его зрения и слуха. Кто-то из своих взял руку оглушенного и, вложив в нее свой ремень, повел Комарова по извилистой траншее. Федора в числе раненых отправили в госпиталь в Казахстан, где он провел более двух месяцев.
После излечения Комаров выучился на снайпера и получил звание младшего сержанта. В конце марта 1944 года курсантов отправили на Кавказ, а в начале лета они выехали в Польшу. Расположились на берегу Вислы, а на другой стороне реки были враги. К нашим вскоре подошло подкрепление, начался бой, и фашисты стали отступать. Советские войска продолжали наступление, останавливаясь в городе Лодзь, затем в Познани, где наш герой был переведен в разведку, в 226-й полк 74-й дивизии 8-й Армии. В этом городе между разведчиками и немцами завязалась рукопашная схватка, в которой Комаров получил удар в голову прикладом ружья. Страшно подумать, чем это могло для него закончиться, если бы не Николай Щербак - моряк-штрафник из Херсона. Он оттолкнул врага от раненого Федора, и тем самым спас ему жизнь.
Сам же Федор Владимирович тоже в свою очередь, можно сказать, спас полковника Гончарова, впоследствии ставшего генералом. Потому что, не будь наш разведчик столь смелым и внимательным, Гончарову бы грозил военный трибунал. Случилось это так. Полковник пошел на разведку в нежилое здание, которое оказалось логовом врагов. Гончарову, спасаясь от погони, пришлось прыгать со второго этажа. Во время прыжка он выронил документы, содержавшие важные военные сведения. Федор, будучи снайпером, имея зоркий глаз, отправился на поиски бумаг и нашел их. Полковник после этого случая стал выделять Комарова, называя "сталинградец", и постоянно брал его с собой во все вылазки. Одна из таких операций печально закончилась для Федора Владимировича. Во время обороны крепости в Познани Гончаров решил поставить Комарова у пулемета, хотя молодой солдат никогда не имел с ним дела. Но приказ есть приказ, и снайпер стал у пулемета. Это был тяжелый бой. Во время перестрелки Федор услышал крик: "Перевяжи!" Он побежал на зов и увидел раненого старшину. Начинало светать и было хорошо видно, как алая струя крови хлестала из шеи парня... Недолго думая, он вытащил свой платочек, перевязал горло страдальцу и отправил его в санчасть. Сам вернулся к пулемету и продолжил огонь по врагу. Но на второй день тоже получил ранение.
Пролечившись, он попал к себе в полк уже накануне победы, в конце апреля. Наши войска стояли в 60 километрах от Берлина. Взятие вражеской столицы было особым действом: советская армия с танками и артиллерией под оглушающий звук сирен вошла в город. Немцы сдавались сотнями. Мы победили!
Но это не конец. Летом 1945 года 226-й полк возвращался домой и остановился на берегу красивой речушки. Внезапно в овраге солдаты заметили стайку детей, которых нацисты переправляли на другую сторону водоема. Дети оказались русскими и, спасая их, Федор Владимирович открыл огонь по немцам. До сих пор у него перед глазами стоит эта картина: выбегает мальчишка, совсем маленький и кричит: "Дяденька, не стреляйте, мы русские!" У снайпера потемнело в глазах, ему почудилось, что это его братишка, и стрелок потерял сознание. Очнулся в госпитале, где полгода пролежал парализованным. Так для Федора закончилась война.
Дома никого не было, да и самого дома не было. Отправился наш герой на поиски счастья в Адыгею. Там встретил вторую половину - Нину Семеновну, с которой по сей день живут в с. Троицкое Целинного района. А история, о том, как они попали в Калмыкию, очень забавна. Шли как-то супруги из кинотеатра, где смотрели популярный тогда фильм "Любовь Яровая". Навстречу им торопится почтальон и кричит: "Федя, тебе письмо! От Любови Яровой!" Молодожены засмеялись: "Что за шутки? Мы с этого фильма идем". Оказалось, сестра Федора, Люба вышла замуж, и новая ее фамилия стала Яровая. Она жила в Калмыкии и звала брата в гости. Поехав в гости, Комаровы влюбились в степную республику и остались здесь жить.

Анна МАНКАДЖИЕВА