От мемориального кабинета - к музею

18-06-2015, 12:27 | Общество

Музей им. Зая-Пандиты Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской Академии наук прошел в своем развитии путь от создания мемориального кабинета к реализации концепции музея традиционной культуры. Начало музейной реконструкции культуры было положено экспозицией, собравшей рукописи на тибетском языке и "ясном письме", карты расселения ойратов и калмыков, предметы буддийского культа и произведения искусства. Материал был призван показать деятельность просветителя Зая-пандиты Намкайджамцо (1599-1662г.г.), основоположника ойрато-калмыцкой письменности, а также его историческую эпоху.
Впоследствии мемориальный кабинет был зарегистрирован Музейным Советом РАН в 2000 году и преобразован в Музей традиционной культуры им. Зая-Пандиты как научное подразделение КИГИ РАН, входящее в систему академических музеев России. Этапом концептуального развития музея становится создание постоянной экспозиции "Калмыцкая традиционная культура в историческом контексте этногенеза" в реализации музейного проекта, поддержанного РГНФ (грант 02-01-1000 46). Изучение культуры интегрируется в музее, функционирующем не только как хранилище и просветительное учреждение, но и как научно-исследовательский этнокультурологический центр.
Убранство кибитки "ишкэ гер" изготовлено из натуральных материалов (дерева, кожи, войлока), используемых без применения металла. Резьба по дереву, рогу и кости, тонированное кожаное тиснение, вышивка и аппликация тканных и войлочных изделий быта определяют декоративную выразительность интерьера.
Экспозиция в многопрофильном спектре функционирования музея является стержнем его жизнедеятельности в динамике социобытия. В синтезе культуры, науки и просвещения музейное дело обретает значение важного социального проекта, актуального в поиске средств культурной самоидентификации общества. Произведения декоративно-прикладного и буддийского изобразительного искусства Калмыкии, объекты исторической памяти общества, составляют основной фонд Музея им.Зая-Пандиты. Искусство, несущее ценностные доминанты культуры, представлено в новом исследовательском проекте экспозиции.
Требованиям времени отвечает новая экспозиция КИГИ РАН, формирующая стилистику художественного материала, ориентированную на критерии традиционного искусства. Его бытие обусловлено историческими обстоятельствами судьбы народа, выявленными в структуре предметного ряда. Культура ойратов западной Монголии, предков калмыков, представлена как отправная веха (конец XVI - начало XVII вв.) процесса формирования этноса в новых условиях бытия. Самоназвание калмыков "улан залата хальмгуд", образно осмысленное знаком традиционной культуры, воплощено во времени и пространстве жилища "ишкэ гер", смыслообразующем центре материальной прикладной сферы бытия этноса.
Культура одухотворена традициями животноводческого хозяйства и связанного с ним ремесленного производства: выделкой кожи и войлока, обработкой дерева, металла и ткани. Орудия труда и предметы быта представляют калмыцкое декоративно-прикладное искусство.
Мировоззрение буддизма, пришедшее на смену добуддийским культам природы, сформировало изобразительное искусство. Иконографический канон буддизма воплощен в архитектуре, живописи, скульптуре культового назначения. Многочисленный пантеон персонажей (будд и бодхисаттв, учителей веры, идамов и дхармапал, локальных образов), созданных в плоскостной и объемной выразительности иконописи и скульптуры, представляет буддийскую модель мироздания. Обозначенное канонами искусство, провозглашающее духовные ценности буддизма, несет этническую специфику стилевого своеобразия произведений. В трактовке образов добуддийского происхождения сохраняется традиционное мировосприятие, одухотворяющее природу. Иконография Белого Старца (калм. Цаган Аав), сконцентрировав в антропоморфном образе родовую суть архаичной традиции, средствами искусства выражает экологическое равновесие Человека и Природы. Произведения буддийского, декоративно-прикладного и современного изобразительного искусства, письменные памятники и научные издания в совокупности образуют экспозицию буддийского раздела музея, представляющего духовную культуру Калмыкии.
Новая экспозиция Музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-Пандиты наглядно воплощает идею взаимообусловленного исторического развития культуры и искусства. Движением от формального к концептуальному художественному образу очерчена эволюция постоянной экспозиции музея КИГИ РАН, отмечающего в этом году свое 15-летие.

Светлана БАТЫРЕВА,
доктор искусствоведения, заведущая Музеем традиционной культуры им. Зая-Пандиты КИГИ РАН